Действует ли статья 106 уик

Юридический практикум

Действует ли статья 106 уик

Могут ли вещественные доказательства в виде громоздких либо многочисленных предметов передаваться для реализации на основании постановления дознавателя, следователя или судьи?

Как установил Конституционный суд РФ, взаимосвязанные положения подпункта «в» пункта 1 части второй и части четвертой статьи 82 УПК РФ позволяют лишать собственника или законного владельца его имущества, признанного вещественным доказательством, без вступившего в законную силу приговора, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве, либо без вступившего в силу решения суда, принятого в порядке гражданского судопроизводства. Указанная норма, по мнению Конституционного суда РФ, направлена не на временное изъятие имущества и его хранение в качестве вещественного доказательства, с тем чтобы создать условия для принятия обоснованного и мотивированного решения по существу уголовного дела, – она имеет целью избежать затруднений или значительных издержек по обеспечению специальных условий хранения громоздких вещей, больших партий товаров и т.п. В результате имеет место не временное изъятие имущества у собственника, а его отчуждение, противоречащее статье 35 Конституции РФ, установившей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Последующий судебный контроль за законностью и обоснованностью применения указанной меры не может быть признан эффективной гарантией права собственности [ Постановление КС РФ от 16.07.2008 г. № 9-П. ].

Л.

, находящийся в местах лишения свободы, обратился в Верховный суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими абзацев 12 (без разрешения администрации вывешивать фотографии, репродукции, открытки, вырезки из газет и журналов, предметы культа и иные предметы на стенах, тумбочках и кроватях, содержать животных и птиц, заниматься огородничеством, разводить декоративных рыб, комнатные растения, изготавливать спортивные снаряды, тренажеры), 21 (отправлять и получать почтовую корреспонденцию, минуя администрацию учреждения) пункта 15 и пункта 61 (все письменные предложения, заявления, ходатайства и жалобы направляются по адресу через администрацию ИУ; они регистрируются в отделах специального учета или в канцелярии колонии) ПВР ИУ, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству Российской Федерации, нормам международного права и нарушают права осужденных.

ВС РФ в удовлетворении заявленных требований отказал, разъяснив следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы.

Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ), утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205 утверждены ПВР ИУ, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что абзац 12 пункта 15 ПВР ИУ, устанавливающий запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации, не носит безусловного запрета и не противоречит статье 14 УИК РФ и статье 28 Конституции Российской Федерации, которыми предусмотрено, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В целях осуществления указанных прав, в исправительных учреждениях выделяются помещения для отправления осужденными религиозных обрядов, где можно пользоваться предметами культа и религиозной литературой.

В случае вывешивания без разрешения администрации предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав осужденных, исповедующих иные религии, или атеистов, привести к конфликтам на межконфессиональной почве.

Таким образом, установленный абзацем 12 пункта 15 ПВР ИУ запрет на самовольное, без разрешения администрации исправительного учреждения, вывешивание предметов культа не ограничивает прав заявителя на свободу вероисповедания, является правильным.

Суд обоснованно не согласился с доводом заявителя о противоречии абзаца 21 пункта 15 ПВР ИУ, запрещающего осужденным отправлять и получать почтовую корреспонденцию, минуя администрацию учреждения, требованиям уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, поскольку предусмотренное УИК РФ право осужденных на ведение переписки, получение и отправление посылок и бандеролей не предполагает возможность произвольного выбора осужденным средств и способов его реализации.

В соответствии с частью 2 статьи 91 УИК РФ получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения.

Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя.

При таком положении содержащийся в абзаце 21 пункта 15 ПВР ИУ запрет осужденным отправлять и получать почтовую корреспонденцию, минуя администрацию учреждения, соответствует требованиям статьи 91 УИК РФ и не нарушает прав осужденных на ведение переписки с органами власти.

Признавая несостоятельным довод заявителя о противоречии оспариваемого абзаца 21 пункта 15 ПВР ИУ Принципу 33 «Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме», суд исходит из того, что эта норма международного акта предоставляет право не только задержанному или находящемуся в заключении лицу или его адвокату направлять в соответствующие органы просьбу или жалобу относительно обращения с данным лицом, в случае пыток или другого жестокого обращения, но и члену семьи задержанного или находящегося в заключении лица или какому-либо другому лицу, которое осведомлено об этом деле, направлять в органы, осуществляющие контроль и надзор за учреждениями уголовно-исполнительной системы, просьбу или жалобу, при этом не отменяет установленное законодательством Российской Федерации ограничение права лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на тайну переписки.

Суд пришел к выводу о том, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и пункт 61 ПВР ИУ, которым на администрацию исправительного учреждения возложена обязанность по организации работы по направлению поступивших предложений, заявлений, ходатайств и жалоб адресатам, регистрации их в отделах специального учета или в канцелярии колонии и своевременному направлению, так как каких-либо обязанностей данный пункт ПВР ИУ на осужденных не возлагает и право осужденных на ведение переписки не нарушает [ Определение ВС РФ от 20.05.2008 г. № КАС08-188. ].

Противоречат ли Конституции РФ статья 29 и часть 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», позволяющие применять по отношению к осужденным специальные средства?

Нет, не противоречат.

Как указал КС РФ, согласно статье 30 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» применение специальных средств возможно лишь в случаях, перечисленных в части первой этой же статьи, при том что интенсивность их применения должна определяться с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя, а причинение вреда осужденным – сводиться к минимуму (часть четвертая). Кроме того, применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, согласно статье 29 названного закона, допускается лишь в случае, если выполнение их законных требований ненасильственным способом не обеспечивается и может осуществляться лишь с учетом положений статьи 116 УИК Российской Федерации, раскрывающих содержание понятия «злостное нарушение» [ Определение КС РФ от 15.04.2008 г. № 296-О-О. ].

Противоречит ли Конституции РФ статья 106 УИК РФ, позволяющая администрации исправительного учреждения привлекать осужденного без его согласия к выполнению обязательных неоплачиваемых работ по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих территорий?

Нет, не противоречит. Как указал в своем определении КС РФ, закрепленные уголовно-исполнительным законодательством требования к осужденным, отбывающим наказание, предполагают необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил по обеспечению надлежащего порядка, в том числе правил санитарии и гигиены в местах их проживания и работы.

Эти правила предполагают обязательность выполнения ими работ, связанных с благоустройством мест отбывания наказания, которые, как следует из статьи 2 Конвенции МОТ от 28 июня 1930 года № 29 относительно принудительного или обязательного труда (подпункт «e» пункта 2) и статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подпункт «d» пункта 3), не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд.

Привлечение осужденных в установленном законом порядке, в том числе в соответствии со статьей 106 УИК РФ, к такого рода работам не может расцениваться и как произвольное возложение на них дополнительных обязанностей, поскольку, назначая осужденному наказание в виде лишения свободы, суд тем самым предопределяет необходимость и возможность использования в силу закона (часть 2 статьи 9 УИК РФ) в качестве одного из основных средств исправления осужденных их привлечение к общественно-полезному труду [ Определение КС РФ от 15.04.2008 г. № 296-О-О. ].

С., отбывающий наказание по приговору суда в виде лишения свободы, обратился в Верховный суд РФ с заявлением об оспаривании приведенного пункта 162 ПВР ИУ в части слов: «Другие обязанности дежурного могут устанавливаться администрацией ИУ». С.

считает, что оспариваемый им в части пункт ПВР ИУ возлагает на осужденных дополнительные обязанности. Так, администрация ИУ издает приказы, обязывающие осужденных делать доклад сотрудникам администрации.

Противоречит ли это положение Конституции РФ и УИК РФ?

Нет, не противоречит. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, ВС РФ разъяснил, что ограничения прав и свобод человека и гражданина могут быть связаны с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за преступление по приговору суда к наказанию в виде лишения свободы.

Особенность такого ограничения состоит в том, что при исполнении наказания на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выразившееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Что касается непосредственно пункта 162 ПВР ИУ в оспариваемой части, то он является отсылочной нормой и сам по себе не устанавливает каких-либо дополнительных обязанностей для осужденных и не нарушает прав осужденных, предусмотренных статьей 12 УИК РФ [ Определение ВС РФ от 5.08.2008 г. № КАС08-388. ].

Согласно абзацу 3 примечания к пункту 9 Инструкции по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденной Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР, Министерством финансов СССР 2 марта 1982 года, в случаях, когда гражданин не имел определенных источников дохода по уважительным причинам, размер ущерба определяется исходя из установленного законом минимума заработной платы. Правильно ли это?

Нет, неправильно. ВС РФ признал это положение частично не действующим, указав, что оно противоречит статьям 1064, 1070 ГК РФ, главе 18 УПК РФ, согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, подлежит возмещению в полном объеме [ Решение ВС РФ от 13.03.2008 г. № ГКПИ07-1739. ].

Источник: http://www.index.org.ru/nevol/2008-17/06-alex.html

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан — Указ Президента Республики Казахстан: Законы Казахстана

Действует ли статья 106 уик

      Сноска. Утратил силу Уголовно-исполнительным кодексом РК от 05.07.2014 № 234-V (порядок введения в действие см. ст. 177).

      ОГЛАВЛЕНИЕ

      Сноска. См. статьи 4-7 Закона РК от 13 декабря 1997 г. N 209:

      Статья 4. Положения Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан о наказаниях в виде привлечения к общественным работам, ограничения свободы и ареста вводятся в действие законом Республики Казахстан по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2003 года.

      Статья 5. Положения Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан о льготных условиях содержания осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов, а также в воспитательных колониях, вводятся в действие законом Республики Казахстан по мере создания необходимых для этого условий, но не позднее 2000 года.

      Статья 6. Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть переведены в строгие условия содержания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан.

      Статья 7. Осужденным, переведенным к 1 января 1998 года в улучшенные условия содержания, применяются положения, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан для осужденных, находящихся в облегченных условиях отбывания наказания.

      В тексте после слова «Раздел» цифры «I — VIII» заменены соответственно цифрами «1 — 8» — Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13.
      Сноска. По всему тексту слова «трудовым законодательством», «законодательством Республики Казахстан о труде», «законодательством о труде», «законодательством о труде Республики Казахстан» заменены словами «трудовым законодательством Республики Казахстан» в соответствии с Законом РК от 15 мая 2007 года N 253.
      Сноска. По всему тексту слова «военную службу», «военной службе», «военной службы» заменены соответственно словами «воинскую службу», «воинской службе», «воинской службы; слова «военный комиссариат» заменены словами «местный орган военного управления» в соответствии с Законом РК от 22 мая 2007 года N 255 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Общая частьРаздел 1. Уголовно-исполнительноезаконодательство Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан

      Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Кодекса и иных законов Республики Казахстан, а также нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и условия исполнения и отбытия наказания и иных мер уголовно-правового воздействия на осужденных.

Статья 2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан

      1. Целями уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

      2.

В соответствии с указанными целями уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей регулирование порядка и условий отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание им помощи в социальной адаптации.

Статья 3. Действие уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан в отношении осужденных военнослужащих

      1. Наказания осужденных военнослужащих исполняются в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами и нормативными правовыми актами, а также правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными Министерством обороны Республики Казахстан.

      2.

Осужденные военнослужащие отбывают наказание и проходят воинскую службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан. На них распространяются ограничения, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 4. Действие уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан в пространстве и времени

      1. К осужденным, отбывающим наказание на территории Республики Казахстан, применяется уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан.

      2.

Исполнение уголовных наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым осуществляются в соответствии с законодательством, действующим на момент исполнения данного вида наказания.

Статья 5. Основание исполнения наказания

      Основанием исполнения наказания является приговор или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт амнистии или помилования.

Статья 6. Принципы уголовно-исполнительного законодательства

      Уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, равенства всех перед законом, гуманизма, демократизма и гласности, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, соединения наказания с исправительным воздействием.

Статья 7. Основные средства исправления осужденных

      1. Исправление осужденного — это формирование у него правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

      2.

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение начального, основного среднего, общего среднего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

      3.

Средства исправления применяются с учетом вида наказания, характера, степени общественной опасности, формы вины и мотивов совершенного преступления, личности и поведения осужденного.

      Сноска. Статья 7 с изменением, внесенным Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 7-1. Пробация в уголовно-исполнительной системе

      Пробация в уголовно-исполнительной системе — комплекс мер социально-правового характера, вырабатываемых и реализуемых службой пробации уголовно-исполнительной инспекции индивидуально в отношении каждого условно осужденного в период испытательного срока и нахождения под пробационным контролем для дальнейшей коррекции их поведения с целью предупреждения совершения ими новых преступлений.

      Сноска. Глава 1 дополнена статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 15.02.2012 № 556-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Глава 2. Правовое положение осужденных

Статья 8. Основы правового положения осужденных

      1. Республика Казахстан уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает необходимые условия их исправления, гарантии социальной справедливости, социальную, правовую и иную защищенность их личности при исполнении наказаний.

      2.

Осужденные имеют права и несут обязанности граждан Республики Казахстан с ограничениями, устанавливаемыми Конституцией, Уголовным, Уголовно-исполнительным кодексами Республики и иными законами, исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания.

      3.

Осужденные иностранцы и лица без гражданства имеют права и несут обязанности в соответствии с Конституцией, международными договорами, законодательством о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства, с ограничениями, предусмотренными Конституцией, Уголовным, Уголовно-исполнительным кодексами и иными законами Республики Казахстан, исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания.

Статья 9. Основные обязанности осужденных

      1. Осужденные обязаны соблюдать требования, вытекающие из установленных настоящим Кодексом, приговора суда и иных нормативных правовых актов правоограничений.

      2.

Осужденные обязаны выполнять установленные для них правила поведения, законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

      3.

Невыполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влечет ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Основные права осужденных

      1. Осужденные имеют право на получение информации о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, своих правах и обязанностях. Информация предоставляется учреждением или органом, исполняющим наказание.

      2.

Осужденные имеют право обращаться с устными и письменными предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, иные государственные органы, общественные объединения, а также в международные организации по защите прав и свобод человека.

      3.

Осужденные имеют право давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в пункте 2 настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Республики Казахстан или на официально употребляемом русском языке.

Перевод ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказание.

      4. Осужденные имеют право пользоваться юридической помощью адвокатов, а также иных лиц, уполномоченных на оказание такой помощи.

      5. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, на получение пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Осужденные на гауптвахте или лишению свободы пользуются правом на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, необходимое для охраны их здоровья.

      7. Осужденные, кроме лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

      8. Лица, отбывшие наказание и в связи с осуждением уволенные от занимаемой должности, имеют право на получение помощи в трудовом и бытовом устройстве, другие виды социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      9. Лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применимы не иначе, как на основании закона.

      10.

Иностранцы, осужденные к лишению свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представителями и консульскими учреждениями своих государств, а граждане стран, не имеющих дипломатических и консульских учреждений в Республике Казахстан, — с дипломатическими представительствами государства, взявшего на себя защиту их интересов, или с международными организациями, занимающимися их защитой.

      11. Порядок реализации прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами, межгосударственными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Источник: https://tengrinews.kz/zakon/parlament_respubliki_kazahstan/ugolovnoe_pravo/id-Z970000208_/

Гражданская позиция
Добавить комментарий