Хозяйственная и иная деятельность это

Понятие предпринимательской деятельности в сфере природопользования

Хозяйственная и иная деятельность это


В статье рассматривается понятие предпринимательской деятельности в сфере природопользования.

Ключевые слова: понятие предпринимательской деятельности, использование природных ресурсов

Прежде чем рассмотреть понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, не обходимо в первую очередь обратить внимание на общее понятие предпринимательской деятельности.

Гражданский кодекс РФ в ст. 2 определил, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, подразумевает под собой извлечение природных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве предмета получения прибыли.

Существуют такие виды деятельности как, например, добыча минерального сырья, других полезных ископаемых, использование водных ресурсов, включая подземные воды, заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, рыболовство, добыча объектов животного мира и т. д.

Это означает, что предпринимательская деятельность связана непосредственно с изъятием какого-либо природного объекта из экосистемы, для получения прибыли от реализации этих природных ресурсов, так называемая природоэксплуатирующая деятельность.

Наряду с этим возможно и косвенное использование природных объектов, например, использование водных объектов для производства электрической энергии, инженерно-геологические изыскания, строительство и эксплуатация подземных сооружений, которые влекут за собой физическое нарушение почвенно-растительного покрова, грунтов, природных ландшафтов, в северных регионах — нарушение естественного режима многолетнемерзлых грунтов, а также осуществление рекреационной деятельности, где природная среда является только местом предпринимательской деятельности и т. д. Т. е. когда хозяйственная деятельность не приносит доход от реализации природного ресурса, но косвенно воздействует на состояние природного объекта и окружающей среды в целом. Опосредованное использование природных ресурсов предполагается путем внедрения в природную среду без вовлечения их в хозяйственный оборот, но оказывая влияние на состояние окружающей среды [1].

Возьмем, к примеру, нефтегазодобывающую промышленную деятельность. Минерально-сырьевой комплекс является высокодоходным бизнесом, а также существенным источником доходов государственного бюджета. При этом экологически вредное воздействие отрасли выражается в следующем:

− химическое загрязнение почв, грунтов, поверхностных и подземных водных объектов, недр, атмосферного воздуха добытым сырьем, веществами и химическими реагентами, используемыми при бурении скважин, буровыми и технологическими отходами;

− снижение объема и качества полезных ископаемых вследствие нарушения технологии добычи, обводнения, пожаров и других факторов;

− изъятие водных ресурсов;

− нарушение температурных режимов геологических процессов, развитие экзогенных геологических процессов: эрозии, заболачивания, просадок, оползней, появление сейсмичности;

− изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.

Ущерб наносится всем видам природных компонентов объектам охраны окружающей природной среды.

В связи с этим возникает потребность проведения в отрасли комплекса мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование запасов полезных ископаемых и иных природных ресурсов, предотвращение и ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.

Следует отметить, что принцип рационального природопользования является не только основой регулирования охраны окружающей среды, но и одним из основополагающих начал при регулировании предпринимательской деятельности в сфере природопользования.

Между тем Закон об охране окружающей среды определяет использование природных ресурсов как эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая хозяйственная (предпринимательская) деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду, ограничена рамками экосистемного подхода, т. е.

осуществление хозяйственной деятельности возможно при условии соблюдения экологических требований нормирования и стандартизации, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования и т. д.

В целом хозяйственная или иная деятельность должны оказывать минимально возможное воздействие на окружающую природную среду. Следовательно, получение прибыли ограничено рациональным природопользованием и экосистемным подходом.

В связи с этим необходимо отметить, что предпринимательская деятельность в сфере природопользования основывается, прежде всего, на принципе рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности, который представляет собой научно обоснованную, спланированную эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот без нанесения ущерба окружающей природной среде, платность за все виды негативного воздействия на них, а также соблюдение экологических требований в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Предпринимательская деятельность ограничена производностью права пользования природными ресурсами от права собственности на них государства и целевым назначением пользования природными ресурсами.

Дело в том, что, несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равенство различных форм собственности, природные ресурсы являются национальным достоянием и многие из них находятся исключительно в государственной собственности. Например, согласно ст. 1.

2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Ряд других категорий земель могут находиться только в федеральной собственности — это земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, земельные участки, занятые объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т. д.

Из этого следует, что субъект предпринимательской деятельности не всегда может обладать правом собственности на тот или иной природный объект либо территорию, что значительно ограничивает его свободу экономической деятельности.

Однако природные объекты, как уже отмечалось, предоставляются обычно либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.

Это, в свою очередь, создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием, и снижение предпринимательского риска за счет устойчивости права пользования природными ресурсами.

Следующий немаловажный вопрос, который стоит перед предпринимателем — природопользователем, это платность природопользования и ответственность в виде возмещения вреда окружающей природной среде.

Как отмечал В. В. Петров [2], противостояние экономики и экологии — одна из узловых проблем охраны окружающей природной среды.

При командно-плановой экономике ее пытались решить в основном путем применения административно-правовых методов воздействия на основе запретов, ограничений, мер уголовного и административного наказания.

Если метод административно-правового воздействия исходит из отношений власти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели.

Сущность экономического механизма, обеспечивающего сохранение окружающей природной среды, заключается в применении методов социально-экономического воздействия на юридических и физических лиц, деятельность которых оказывает влияние на состояние природы, с тем чтобы побудить их выполнять требования законодательства об охране окружающей среды.

Экономические методы, как и административные, являются весьма эффективными способами формирования экологически обоснованного поведения, главным образом в процессе производственной деятельности.

Однако степень их эффективности в значительной мере обусловлена состоянием экономического развития страны.

По справедливому мнению О. И. Крассова [3], идеальная модель экономического механизма охраны природы состоит в том, чтобы закрепить в праве такие условия взимания платежей, налогов и сборов, при которых предпринимателю значительно выгоднее выполнять все требования природоохранного законодательства, нежели игнорировать их.

Именно поэтому эффективным средством является платность пользования соответствующим видом природного ресурса. Природопользователь сталкивается с двумя видами платы: за пользование природным объектом и за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за использование природных ресурсов устанавливается отдельно для каждого природного ресурса специальным законодательством, а также налоговым законодательством (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. д.).

Все платежи представляют собой налоги и сборы, арендную плату и плату за пользование по договору, а также государственную пошлину и разовые взносы за предоставление разрешения на тот или иной вид природопользования.

Следует отметить, что платность пользования природными ресурсами сочетается с ответственностью предпринимателя за нарушение природоохранных норм.

Ответственность за экологические правонарушения — сложный социально-экономический и юридический институт и соответственно имеет две формы: экономическую и юридическую.

Экономическая базируется на правомерной деятельности и регулируется указанными выше экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя в сокращении отходов (по принципу «загрязнитель платит»), и наступает не по факту правонарушения (как юридическая ответственность), а по факту причинения вреда. Это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В отличие от экономической ответственности основным условием наступления юридической ответственности является наличие экологического правонарушения.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Существует два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении.

Можно согласится с формулировкой понятие предпринимательской деятельности в сфере использования природных ресурсов, которую дает в своих работах Будниковой Ю. Е.

[4]: предпринимательская деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, представляет собой разновидность предпринимательства, подчиняющуюся специальному (или особому) правовому режиму, в силу которого свобода предпринимательской деятельности ограничена производностью права пользования природными ресурсами от права собственности на них государства и целевым назначением использования природных ресурсов, где получение прибыли как основная цель бизнеса соответствует рациональному природопользованию и экосистемному подходу, предпринимательский риск снижен за счет устойчивости права пользования природными ресурсами, а плата за пользование сочетается с ответственностью предпринимателя за нарушение природоохранных норм.

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, и сложившиеся сырьевые тенденции ее развития вызывают необходимость рассмотрения правовых проблем экономического развития под углом зрения требований сохранения окружающей природной среды.

В интересах комплексного правового подхода к предпринимательству, основанному на использовании природных ресурсов, целесообразно закрепить указанные понятие и принципы в уже упоминавшемся законе, посвященном государственному регулированию экономики.

Литература:

  1. Будникова Ю. Е. Инновационное развитие правового механизма в сфере предпринимательства, основанного на использовании природных ресурсов / Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 17–2.
  2. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995.
  3. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М., 2001.
  4. Будникова Ю. Е. Понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов / Труды Института государства и права Российской академии наук. 2014. № 2.

Основные термины(генерируются автоматически): окружающая среда, предпринимательская деятельность, ресурс, окружающая природная среда, деятельность, природная среда, негативное воздействие, хозяйственный оборот, природный ресурс, федеральная собственность.

Источник: https://moluch.ru/archive/139/39267/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Хозяйственная и иная деятельность это

Cтраница 1

Хозяйственная Рё иная деятельность, связанная СЃ использованием природных ресурсов Рё оказывающая или могущая оказывать вредное воздействие РЅР° состояние окружающей среды, допускается, как правило, РЅР° основании специальных лицензий. Р’РёРґС‹ деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, как Рё форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются РІСЃРµ РІРёРґС‹ специального природопользования, включая, Рє примеру, пользование недрами, СЂСѓР±РєСѓ леса, забор РІРѕРґС‹ для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ РІ атмосферу, СЃР±СЂРѕСЃ сточных РІРѕРґ Рё С‚.Рї. Правовой институт экологического лицензирования получает РІ Р РѕСЃСЃРёРё РІСЃРµ более широкое развитие.  [1]

Хозяйственная Рё иная деятельность СЃ уровнем СЂРёСЃРєР°, лежащем РІ области его приемлемых значений, должна постоянно контролироваться соответствующими надзорными органами.  [2]

Намечаемая хозяйственная Рё иная деятельность — деятельность, способная оказать воздействие РЅР° окружающую РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ среду Рё являющаяся объектом экологической экспертизы.  [3]

Экологическое обоснование хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности РІ документации осуществляется для оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных Рё экономических последствий воздействия планируемых объектов РЅР° окружающую среду.  [4]

Размещение объектов хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности, оказывающих вредное воздействие РЅР° качество атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°, согласовывается СЃРѕ специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РІ области охраны атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р° или СЃ его территориальными органами исполнительной власти.  [5]

Р’СЃРµ РІРёРґС‹ хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности РІРѕ внутренних РјРѕСЂСЃРєРёС… водах Рё РІ территориальном РјРѕСЂРµ РјРѕРіСѓС‚ осуществляться только РїСЂРё наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕР№ Р·Р° счет пользователя природными ресурсами внутренних РјРѕСЂСЃРєРёС… РІРѕРґ Рё территориального РјРѕСЂСЏ.  [6]

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность кооператива со стороны государственных и кооперативных органов ( союзов, объединений кооперативов) не допускается.

Р’ случае издания органом государственного управления или кооперативным органом акта, РЅРµ соответствующего его компетенции, либо СЃ нарушением требований законодательства кооператив вправе обратиться РІ СЃСѓРґ или арбитраж РІ соответствии СЃ подведомственностью СЃ заявлением Рѕ признании такого акта недействительным полностью или частично.  [7]

Вмешательство РІ хозяйственную Рё РёРЅСѓСЋ деятельность Предприятия СЃРѕ стороны государственных Рё иных организаций РЅРµ допускается, если РѕРЅРѕ РЅРµ обусловлено РёС… правами РїРѕ осуществлению контроля Р·Р° деятельностью частного предприятия.  [8]

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность кооператива со стороны государственных и кооперативных органов ( союзов, объединений кооперативов) не допускается.

 [9]

Предписание РѕР± ограничении хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности направляется нарушителю Рё является обязательным для исполнения всеми юридическими Рё физическими лицами.  [10]

РћСЃРЅРѕРІРѕР№ для осуществления хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности РЅР° Байкальской РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории являются комплексные схемы охраны Рё использования ее природных ресурсов, разрабатываемые Рё утверждаемые РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё законодательством субъектов Федерации.  [11]

Предписание РѕР± ограничении хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности направляется нарушителю Рё является обязательным для исполнения всеми юридическими Рё физическими лицами.  [12]

РћСЃРЅРѕРІРѕР№ для осуществления хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности РЅР° Байкальской РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории являются комплексные схемы охраны Рё использования ее природных ресурсов, разработанные Рё утверждаемые РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном законодательством Р Р¤ Рё законодательством субъектов Р Р¤.  [13]

Предписание Рѕ прекращении финансирования хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности, причиняющей вред окружающей среде, направляется РІ соответствующий финансово-кредитный орган одновременно СЃ предписанием РѕР± ограничении ( приостановлении) хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности.  [14]

Перечень РІРёРґРѕРІ Рё объектов хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности, РїСЂРё подготовке обосновывающей документации РЅР° строительство которых разработка РћР’РћРЎ проводится РІ обязательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїРѕ сравнению СЃ требованиями Конвенции РѕР± оценке воздействия РЅР° окружающую среду РІ трансграничном контексте, значительно расширен.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id378p1.html

Экологическое право России

Хозяйственная и иная деятельность это

Основу любого научного знания составляет понятие о тех или иных объектах, представляющее собой совокупность необходимых признаков, которая позволяет в обобщенной форме получить точное представление об этих изучаемых объектах.

Признаки, составляющие основу любого понятия, должны быть:

  1. необходимыми, т.е. присущими именно изучаемому объекту. Так, понятию «окружающая среда» присущи только земные элементы и не присущи элементы космические, галактические и т.д.;
  2. приведенными в системную совокупность. Например, признаки понятия «окружающая среда» должны быть построены в схеме «от первоначального — к последующему», поэтому в данном понятии вначале приводятся признаки целостной природной среды, являющейся основой жизни на Земле; следом за ней идут признаки природных объектов как составных элементов этой среды: затем приводятся признаки антропогенно измененных элементов среды.

Рассмотрим вышеприведенное на основе действующего экологического законодательства.

Согласно положениям, содержащимся в преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, обеспечивающих в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Для получения более четкого представления об окружающей среде рассмотрим подробнее элементы, образующие ее содержание.

Природная среда — совокупность компонентов природной среды, в структуру которых входят:

  • земля (почва);
  • недра;
  • лесной фонд;
  • поверхностные и подземные воды;
  • атмосферный воздух;
  • растительный мир;
  • животный мир и иные организмы;
  • озоновый слой атмосферы;
  • околоземное космическое пространство.

Особенностью данного элемента окружающей среды является всеобщая экологическая взаимосвязанность всех составляющих ее элементов, при которой воздействие хотя бы на один из них дает резонанс для изменений других элементов.

Например, чрезмерное уплотнение обрабатываемой почвы колесами тяжелых сельскохозяйственных машин негативно влияет на баланс круговорота атмосферной влаги в природной среде, что в свою очередь негативно сказывается на состоянии климатических условий в данной местности.

Природный объект — составной элемент природной среды, включающий в себя следующие компоненты:

  • естественную экологическую систему;
  • природный ландшафт;
  • составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками, называется природным комплексом.

Естественная экологическая система — это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

Природный ландшафт — это территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) созданный человеком объект, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

В этимологическом понимании термин экология (от греч. oikos — дом и logos — наука) означает науку о местообитании. Впервые он был использован в работе немецкого ученого Э. Геккеля «Всеобщая морфология организмов» (1866).

Сегодня понятие «экология» многогранно, и в него может быть вложено следующее содержание:

  • изучение отношений между живыми организмами;
  • изучение среды обитания живых существ;
  • исследование положения человека в биосфере, его связей с экологическими системами;
  • система научных знаний о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;
  • наука об охране окружающей природной среды и жизнеобеспечении людей.

Экологическое право — это совокупность (система) правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Тем самым экологическое право представляет собой основанную на естественных законах природы, юридически опосредованную форму осуществления взаимодействий между обществом и природой.

Целями эколого-правового регулирования являются:

  • сохранение и оздоровление окружающей среды;
  • обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • осуществление эффективной охраны и защиты природных ресурсов;
  • обеспечение экологической безопасности (экологического благополучия);
  • обеспечение, защита и восстановление экологических прав и интересов физических и юридических лиц.

Экологическое право основано на системе руководящих принципов.

Принципы экологического права — это нормативно-правовые начала, которые определяют сущность и содержание основных институтов эколого-правового регулирования и механизмов их реализации.

К числу наиболее важных принципов экологического права следует отнести:

  • приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  • обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения;
  • разнообразие форм и видов собственности на природные ресурсы и равноправная их защита;
  • комплексный подход при проведении всех видов природоохранительных мероприятий;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающее реальные гарантии прав человека на здоровую окружающую природную среду;
  • обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов;
  • неукоснительное соблюдение норм экологического законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;
  • гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и гражданами в решении природоохранительных задач.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться исходя из следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда, нанесенною окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достичь на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим ее осуществление;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования. воспитание и формирование экологической культуры;
  • всеобщность, непрерывность и комплексность экологического образования и экологического просвещения;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды1По вопросу о принципах экологического права см.: Ерифеев Б. В. Экологическое право России: Учебник для высших учебных заведений. М.: Профобразование. 2003..

Экологическое право как наука — это система научных знаний об основных компонентах окружающей среды, о взаимоотношениях между ними и обществом, а также об их влиянии на природу, здоровье и безопасность человека, выраженных в различных эколого-правовых категориях.

Кроме того, в предмет науки экологического права входят вопросы об этапах становления и развития экологического права как отрасли права, эффективности составляющих его правовых норм и институтов, применяющих их органов государственной власти, наделенных полномочиями по управлению природопользованием, и охраны окружающей среды. На основе проводимых научно-теоретических исследований разрабатываются практические рекомендации по созданию наиболее эффективного и рационального режима природопользования, предложения по совершенствованию действующего законодательства и иных правовых актов в области использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое право как учебная дисциплина — это совокупность знаний об экологическом праве как отрасли науки и права, содержание и объем которых определяются учебной программой курса «Экологическое право» в зависимости от специализации учебного заведения, в котором осуществляется подготовка тех или иных специалистов.

Источник: https://isfic.info/ecolog/nikar01.htm

Лекция 15. Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Хозяйственная и иная деятельность это

Правовая охрана природной среды на начальных этапах создания промышленных объектов.

При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию промышленных, оборонных и иных предприятий, сооружений, при прокладке линий электропередач, связи, трубопроводов, каналов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со ст.

12 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения органов местного самоуправления. При размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей природной среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъекта хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка.

При выборе места размещения объекта обязательно должны выполнять ся требования о соблюдении режима водоохранных зон как в интересах охраны качества питьевых источников водоснабжения, так и охраны малых рек, иных водных источников как природных объектов.

Результаты обследования оформляются в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ в виде акта выбора земельного участка для размещения объекта, а при необходимости и его санитарной (охранной) зоны.

К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников : земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территорий и предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Предоставление земельных участков под строительство допускается только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Органам санэпиднадзора предоставлено также право давать имеющие обязательную силу заключения по проектам перспективных планов размещения промышленности.

В тех случаях, когда экологические требования при размещении объектов игнорируются, органы санитарно-эпидемиологического надзора, как и органы охраны окружающей среды, имеют право налагать запрет на размещение объектов.

На стадии проектирования к проектным и изыскательским организациям предъявляется требование обеспечить рациональное использование земель и других природных ресурсов, а также охрану окружающей природной среды.

В рабочем проекте (проекте) в соответствии с требованиями задания на проектирование выделяются пусковые комплексы, которые включают не только объекты основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, но также очистные сооружения и объекты, связанные с охраной окружающей природной среды, что в целом позволяет обеспечить выпуск продукции либо оказание услуг в установленном объеме, полную переработку отходов, а также нормальные санитарно-бытовые условия для работающих.

При разработке проектов должны быть использованы природоохранные стандарты, методики нормирования выбросов производства.

Действующими правовыми актами предусмотрено также требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства, наряду с этим в документации должны быть представлены сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве.

Мероприятия по охране окружающей среды в процессе строительного производства включают: предотвращение потерь природных ресурсов, рекультивацию земель, предотвращение или очистку вредных выбросов в почву.

Законодательством России предусмотрено приостановление либо запрещение финансирования осуществления проектов, не соответствующих современным экологическим требованиям.

Проверка соблюдения экологических требований на стадии приемки объекта в эксплуатацию может служить определенной гарантией того, что такие объекты, если на предыдущих стадиях размещения, проектирования, строительства объектов были допущены серьезные нарушения, могущие повлечь причинение вреда природной среде, не будут приняты до устранения нарушений.

Экологические требования, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, создают ограничительный режим производственной деятельности промышленных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий в интересах охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Наиболее подробно экологические требования конкретизированы применительно к охране вод, атмосферного воздуха и почв.

Вопросы правовой охраны окружающей среды путем разработки превентивных мер по снижению потенциального вреда от техногенных аварий и катастроф предусмотрены федеральными законами, регулирующими отдельные виды промышленно-хозяйственной деятельности, например, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об использовании атомной энергии», «О космической деятельности», «Об уничтожении химического оружия» и т.д.

Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляются в соответствии с требованиями ст. 34-42 ФЗ «Об охране окружающей среды».

среды» (ст. 43).

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций принимаются меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с международными правилами.

Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения, традиционных мест массового отдыха и лечения населения.

Указанные вопросы регулируются ФЗ «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности населения».

При проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использование экологически безопасных видов топлива.

Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков либо прекращение их работы по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Оборонная деятельность. Это деятельность по разработке и реализации системы политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (Ст. 1; 4-8 ФЗ «Об обороне» от 31.05.96 г. Под «иными мерами» необходимо понимать экологические меры.

В соответствии с Конституцией РФ оборона и оборонное производство находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «м» ст. 71).

Источник: https://studopedia.su/9_31141_lektsiya--pravovaya-ohrana-okruzhayushchey-sredi-pri-osushchestvlenii-hozyaystvennoy-i-inoy-deyatelnosti.html

Гражданская позиция
Добавить комментарий