Как заполнять качественные функциональные и экологические характеристики объекта закупок

Памятка участнику закупки

Как заполнять качественные функциональные и экологические характеристики объекта закупок

В данной статье изложена позиция сотрудников  УФАС по наиболее животрепещущим вопросам, касающихся закона о контрактной системе.

Вопросы задавались как Государственными заказчиками, так и участниками закупки.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Памятка субъектам малого предпринимательства: наиболее часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Вправе ли заказчик при проведении электронного аукциона требовать в составе заявки указать количество товара? //позиция ФАС

Участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе на поставку товара должен указать согласие и конкретные показатели товара.

При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара.

Таким образом, количество товара не входит в перечень сведений, которые должна содержать заявка на участие в электронном аукционе, поскольку не является конкретным показателем товара, в связи с чем при установлении указанных условий исполнения контракта в документации об электронном аукционе участники закупки соглашаются на исполнение данных условий контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в электронном аукционе указания количества поставляемого товара.

Вправе ли заказчик требовать от участника закупки описать химический состав, из которого будет сделан товар, например, описать химический состав стали, из которой изготовлен корпус двери? / позиция ФАС

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок химических показателей товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе.

На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

У заказчика в документации о закупке не указана ссылка на конкретный ГОСТ, которому должен соответствовать товар (например, должен соответствовать ГОСТу, но не указано какому). При этом, если участник заполнит заявку и показатели не будут соответствовать ГОСТу, то заявка будет отклонена. Правомерно ли это? / позиция ФАС

С 1 июля 2016 года:

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Таким образом, при указании в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТ, заказчиком должна быть обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.

Вместе с тем, действия заказчика, установившего в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа,  а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Как правильно заполнить заявку в соответствии с документацией об аукционе или открытом конкурсе? Какие показатели необходимо указать конкретно, а какие показатели оставить в диапазоне или неизменяемыми?

Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрет на использование иных показателей описания объекта закупки.

Дополнительно ФАС России сообщает, что при описании объекта закупки заказчик самостоятельно определяет показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного выполнения работ (оказания услуг).

В соответствии со статьей 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, и должны содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара.

Таким образом, заказчик вправе установить в конкурсной документации форму заявки, в соответствии с которой участнику закупки необходимо указать показатели объекта закупки товара, работы, услуги и значения таких показателей.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать требования заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению.

Из изложенного следует, что конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара (работы, услуги).

Неустановление заказчиком в документации об аукционе, конкурсной документации надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки является нарушением пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнительно, ФАС России сообщает, что вопрос о том является ли инструкция по заполнению заявки на участие в закупке надлежащей или ненадлежащей необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, заявки участника закупки и всех обстоятельств дела.

Может ли участник закупки указать в заявке несколько стран происхождения товара?

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе  первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе,  наименование страны происхождения товара.

Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) установлены общие положения о стране происхождения товаров. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с частью 2 статьи 59 ТК ТС  документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Кроме того, пунктом 2.1 Соглашения Правительств государств — участников стран СНГ от 20 ноября 2009 г.

«О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Соглашение) установлено, что страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров.

Таким образом, сведения о стране происхождения товара устанавливаются в соответствии с положениями ТК ТС, в соответствии с которыми под сведениями о происхождении товара предполагается страна происхождения товара, на территории которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

На основании изложенного, участник закупки, предлагая к поставке конкретный товар, указывает в первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию о стране происхождения товара.

Вместе с тем, в отдельных случаях законодательством Российской Федерации установлена необходимость получения документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством  Российской Федерации. При этом в таких документах может содержаться, в том числе, информация о стране происхождения товара.

В частности, в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416, сведения о месте производства медицинского изделия указываются в регистрационном удостоверении, выдаваемом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Источник: https://44fzrf.ru/pamyatka-uchastniku-zakupki/

Нестоимостные критерии оценки по 44-ФЗ: типичные нарушения

Как заполнять качественные функциональные и экологические характеристики объекта закупок

Описывая нестоимостные критерии оценки заявок в конкурсной документации, заказчик должен проявить четкость и определенность. Между тем пока при установлении таких критериев достаточно много нарушений. Проанализируем самые распространенные их них.

Помимо стоимостных критериев оценки заявок, заказчик в конкурсной документации должен установить и нестоимостные. В частности, к ним относятся качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

Сначала посмотрим на то, как правильно прописывать их, а потом расскажем о том, как заказчики нарушают эти нормы. Это бывает, когда они:

  • не уточняют требуемые сведения;
  • не устанавливают максимума оцениваемых показателей;
  • не прописывают параметры оценки качества работ.

Как устанавливать критерии оценки

Конкурсная документация должна содержать, в частности, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, а также порядок рассмотрения и оценки заявок (п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила), применяемые в отношении всех закупок.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используют 100-балльную шкалу оценки (п. 11 Правил). Если в соответствии с п.

10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчик предусматривает показатели, то для каждого показателя устанавливают его значимость, в соответствии с которой его будут оценивать.

Кроме того, для показателей должна быть формула расчета количества баллов или шкала предельных величин значимости показателей оценки, определяющая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Чтобы использовать для оценки заявок (предложений) шкалу оценки, заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки (п. 29 Правил). Разберем распространенные примеры нарушений при установлении нестоимостных критериев оценки заявок.

Механизм оценки заявок

Конкурсная комиссия оценивает принятые заявки на участие в конкурсе, чтобы выявить победителя конкурса на основе критериев, которые указаны в документации (ч. 5 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Оценка — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

На основании результатов оценки заявок комиссия присваивает каждой заявке номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер (ч. 7 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение.

Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика.

Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »

Нарушение № 1: не определены требуемые сведения

>Одно из типичных нарушений — то, когда заказчик, устанавливая порядок оценки заявок, не раскрывает сущность требуемых от участников сведений.

Так, в конкурсной документации заказчик по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показатель — «Степень проработанности предложения на выполнение работ, качество и проработанность технического решения, наличие в технических предложениях дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы») указал, что оценка производится для каждой заявки отдельно:

  • 0 баллов — не представлены детализированные предложения по выполнению работ;
  • 50 баллов — представлено детализированное описание выполнения работ, но предложение не содержит технические предложения по применению дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы;
  • 100 баллов — представленное детализированное предложение по выполнению работ содержит технические предложения по применению дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы.

Однако в конкурсной документации не определено, что такое детализация описания работ в предложении участников как «дополнительный уникальный функционал». Значит, подобный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.

Кроме того, он не дает возможности определить, какие именно сведения участники закупки должны описать и представить для оценки конкурсной комиссией по данному показателю критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Таким образом, нельзя установить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю. Это нарушает положения п. 11 Правил и ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Нарушение № 2: не установлен максимум оцениваемых показателей

В практике встречаются случаи, когда заказчик не устанавливает в документации максимальное количество оцениваемых показателей. В качестве таких показателей, к примеру, может быть число сотрудников, опыт работы и подобные.

Из этого следует, что, например, предложение с 10 специалистами и предложение со 100 специалистами нужно одинаково оценить, присвоив им по 100 баллов. Между тем очевидно, что предложение, содержащее информацию о 100 специалистах, будет лучше того, в котором фигурируют сведения о 10 специалистах.

Если не устанавливать максимальное количество оцениваемых показателей, то нельзя объективно определить лучшее предложение участников закупки по критерию оценки конкурсных заявок. Это нарушает законодательство.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Таким образом, конкурсная документация должна содержать пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по нестоимостным критериям.

Нарушение № 3: не прописаны параметры оценки качества работ

Еще одно типичное нарушение заключается в том, что по показателю «качество работ» заказчик не прописывает конкретно параметры, которые он будет оценивать. В связи с этим участники не смогут формулировать или корректировать предложения в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность своих заявок.

Вот пример этого. В соответствии с порядком оценки заявок, установленном в конкурсной документации, конкурсная комиссия заказчика по показателю «Качество работ» нестоимостного критерия присваивает участнику закупки по 20 баллов по каждому из пяти предложений:

  1. описание количества и видов выполняемых работ;
  2. предложение по обеспечению контроля качества выполняемых работ при разработке проектно-сметной документации;
  3. наличие описания процессов взаимодействия заказчика и проектировщика;
  4. описание последовательности выполнения работ;
  5. наличие описания технических решений разработки проектно-сметной документации.

Эти предложения складываются в сумме исходя из 5 баллов за соответствие каждого из пяти предложений одному из установленных четырех требований:

  • предложение представлено в отношении всех работ;
  • предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения;
  • предложение соответствует действующим нормативным документам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области;
  • в предложении не содержится ошибок и противоречий, которые могут повлиять на качество или сроки выполнения работ).

При этом количество баллов, присуждаемое заявке по показателям, рассчитывается как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.

В случае если требования по предложению в рамках данного показателя «Качество работ» не соответствуют или отсутствуют в заявке участника закупки, то указанные предложения оцениваются нулевым количеством баллов.

Вместе с тем здесь нет сведений относительно того, какие конкретно параметры заказчик оценивает в данном показателе.

Это не позволяют участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.

Таким образом, подобная конкурсная документация заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Ведь такие требования к предложению участникам закупки, как № 1, 3, 4, не позволяют им определить, какие документы и сведения необходимо предложить в составе заявки для получения максимальной оценки по показателю «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок».

Отсутствие описанных в статье сведений при установлении нестоимостных критериев заявки оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение заказчика. Это влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102035-qqe-16-m9-14-09-2016-nestoimostnye-kriterii-otsenki-po-44-fz-tipichnye-narusheniya

Гражданская позиция
Добавить комментарий