Оформить в собственность смежный земельный участок

Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность

Оформить в собственность смежный земельный участок

Мар, 2018

Екатерина Никулина

Как оформить “ничейную сотку” рядом с вашим участком?

Мы обсудим процедуру оформления участка, который относится к землям поселений — деревень, ПГТ и сел. О землях садовых товариществ и дачных кооперативов речь пойдет в следующих статьях.

Представьте ситуацию: вы захотели передвинуть забор своего дома на метр, рядом как раз есть “ничейная полоса”. Казалось бы, вам ничего не мешает это сделать, просто располагаете ограждение дальше от дома, и места станет практически на одну сотку больше!
Это стандартный пример самозахвата территории. То есть пользование землей без права, подтвержденного законом.

Случаи самозахвата земли

  • Подробнее рассмотрим примеры самозахвата территории. Первый случай классический. Вернемся к варианту о перенесенном заборе. Ну кто из собственников так не делал? Ведь рядом никому не нужная сотка, возможно, низинная, заваленная мусором. Однако в России ничьей земли не бывает. Все, что никому не принадлежит, является собственностью государства. Отсюда неприятный вывод. То, что построено на государственной площади, по решению суда будет снесено.
  • Второй пример захвата чужих метров станет для вас неожиданным. По федеральному закону N 251 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все собственники земли обязаны встать на учет в ЕГРП. Если земельная собственность не зарегистрирована, то она перейдет государству. То есть в этом случае без бумажки вы захватчик чужой территории.

Самозахват является преступлением, соответственно, к «захватчику» могут быть применены административные меры наказания (штраф) и в некоторых случаях реальное лишение свободы.

Закон о перераспределении земельных участков

Но не стоит паниковать.

Существует закон, разрешающий оформление площади, дополнительной к территории собственника — Федеральный закон No171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации« .

Его задача — перераспределить земельные метры от государства к народу. Поэтому всегда есть шанс присвоить прирезку к своему участку абсолютно законно. Тема правильного оформления зоны, прилегающей к дому, очень актуальна.

Кто может оформить привязку?

  • частное лицо;
  • хозяин личного подсобного хозяйства;
  • владелец огорода, сада, участка с жилым домом.

Какие требования к участку?

  • граничит с землей, принадлежащей государству (муниципалитету);
  • не является территорией общего пользования;
  • не включает в себя площадь, на которой расположены коммуникации, дороги, канавы и т.п.;
  • по размеру получившаяся собственность не может быть больше максимального размера земельного участка. Размеры указаны в правилах землепользования и застройки территории;
  • является смежной площадью, которая не находится под арестом или санкциями.

Какие документы подготовить для того, чтобы оформить прирезку? 

Важно! Прежде, чем проводить процедуру присоединения “ничейного” земельного участка, необходимо произвести межевание (уточнение границ) вашего “основного” участка.

После межевания нужно оформить всю необходимую документацию.

Вам понадобятся:

  1. Схема расположения границ земельного участка или проект межевания территории.

Эти бумаги поможет подготовить кадастровый инженер на основании геодезической съемки. В конечном итоге Вы получите документ, в котором точно определены границы и площадь участка, который Вы хотите присоединить.

  1. Заявление о перераспределении участков.
  2. Копии документов, устанавливающие право на землю.

Документы подаются в орган местного самоуправления, который распоряжается государственными территориями. После рассмотрения местная администрация выносит постановление о передаче участка или об отказе.

После этого следует зарегистрировать новый земельный участок в Росреестре, и получить, таким образом, право собственности.

Далее кадастровым инженером изготавливается межевой план на объединенный участок.

В итоге Вы становитесь законным собственником участка, включающего в себя “прирезанный” кусок.

Сколько стоят перераспределенные метры?

Стоимость устанавливает собственник, в данном случае — государство, она складывается из разных показателей. Итоговую сумму сможет посчитать специалист Центрального Кадастрового Бюро.

Могут ли отказать в узаконивании земли? 

В расширении придомовой территории откажут, если:

  • Ваш случай не соответствует перечню, указанному в Земельном кодексе.
  • Нет письменного согласия всех землепользователей и арендаторов.
  • У прирезки есть другой собственник.
  • На этом месте планируется строительство.
  • Под участком проложены городские канализации.
  • Размер прирезки больше, чем допускает закон.

Если вы получили отказ, то не опускайте руки. Вы можете обжаловать это решение, напишите заявление с доказательствами того, что отказ незаконен, и отправьте его в орган самоуправления.

Администрация обязательно ответит письменно и пояснит причину отказа, и способ ее устранения. Это решение вы можете обжаловать в суде.

Обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам Центрального Кадастрового Бюро. Кадастровые инженеры нашей компании оформят перераспределение участков любой сложности в Москве и Московской области.

Источник: //prokadastr.com/samozahvat-zemli-kak-oformit-prirezku-k-uchastku-v-sobstvennost/

Как оформить в собственность неразграниченный участок

Оформить в собственность смежный земельный участок

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 11.

2 ЗК РФ «образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки.

Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи».

Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения. Важно заметить, что предоставление права распоряжения не является передачей права собственности.

Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

Безвозмездная приватизация земли

Новый закон детально прописал процедуру прямого действия, с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения — они не будут превышать трех месяцев.
Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Весьма солидный банк земель, который перейдет в распоряжение муниципальных органов власти. В настоящее время правила распоряжения земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, установлены пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25. 8 ГК РФ, ст.

4 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» N 141-ФЗ статья 19 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.

1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Как правило, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в том случае, если сведения о территории отражены в кадастре.

Более того, согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ «решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений арендаторов земельных участков, из которых образуются земельные участки».

Большинство земель в России находится в государственном владении.

Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. (п. 4 в ред.

Земельный участок неразграниченной государственной собственности предоставлен в аренду собственнику противорадиационного укрытия.

Собственник намерен провести реконструкцию объекта, но согласно проекту реконструкции необходим земельный участок большей площади.

Можно ли увеличить площадь участка путем перераспределения, если смежный земельный участок также является земельным участком государственной собственности до разграничения?

Поэтому на законодательном уровне было принято решение, что до прояснения этих вопросов право текущего распоряжения такими участками имеют территориальные органы муниципальной власти.
Кроме того, существуют и смешанные варианты регулирования распоряжения . В частности, ст. ст. 25.1 и 25.

2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» установлены перечни случаев распоряжения такими участками Правительством указанной республики или республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений.

Конечно, у этой земли есть название – это т.н. «неразграниченная госсобственность». Но ведь по факту она не принадлежит на праве собственности ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Таким образом, по общему правилу для перераспределения земельных участков (которое согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ является одним из видов образования земельных участков) необходимо согласие арендатора смежного земельного участка, если он является объектом договора аренды.

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков — физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

В новом законе чѐтко сформулированы особенности земельных аукционов, на которые муниципальные власти будут обязаны выставлять свободные земельные участки по заявлениям физических лиц. Единственная поправка — если на эти земли не претендуют крупные застройщики, которые намерены заниматься комплексным развитием территорий.

Так же в нем прописаны досконально процедуры предоставления земельных участков без торгов в аренду и собственность, а так же установлен исчерпывающий перечень причин отказа Вам в получении участка.

Поздравляю Вас, уважаемый читатель, у Вас в руках уникальный материал – полная информация по новому, еще не вступившему в силу Земельному Кодексу и связанными с ним Федеральными законами, и отдельными правовыми нормами.

Материал нигде доселе не публиковался и не размещался, здесь я даю квинтэссенцию своего опыта, возможной интерпретации российского законодательства в области земельных правоотношений, которая будет понятна человеку, не имеющему юридического образования. В тексте я старался немного юморить, юмор не направлен на ущемление чьего-либо достоинства и если он Вас задевает – искренне прошу прощения – я никого не хотел им обидеть.

Окончательное закрепление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на неразграниченные государственные земли повлечет наступление важных правовых последствий .

Можно ли увеличить площадь участка путем перераспределения, если смежный земельный участок также является земельным участком государственной собственности до ее разграничения?

Имея участок в собственности чтобы начать на нем строительство дома, необходимо получить разрешение на строительство. Очень часто нам самим проходиться решать вопросы оформления в собственность сделки.

Сам процесс постоянно совершенствуется, регламентируется законодательством РФ и всевозможные нюансы и тонкости процедур требуют не только знания простейшего хода выполнения, но и регулярного отслеживания изменений законодательных и нормативных актов.

Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления. Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.

Оформление заброшенного участка

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распо­ряжения распределены между законодательными органами, соот­ветствующими министерствами и ведомствами и реализуются через систему государственных полномочий и функций управ­ления.

После — передать в органы кадастрового учета выписку из лесохозяйственного регламента, где перечислены виды разрешенного использования лесов в ВГО.

Одно из указанных изменений касается порядка управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Указанная собственность по своей правовой природе относится к публичной собственности, при этом, как верно отмечает О.И.

Крассов, в основе прав частной собственности и публичной собственности заложены разные правовые конструкции , что объективно обусловливает необходимость предусмотреть различные правовые механизмы распоряжения данными земельными участками.
Итак – не большое введение.

Тут мы посмотрим, что имеем на сегодняшний день в земельном законодательстве и что мы увидим после 1 марта 2015 года.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 171-ФЗ), вступивший в законную силу 1 марта 2015 г.

, внес существенные изменения в земельное законодательство Российской Федерации в части управления и распоряжения земельными участками, вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот и целый ряд иных изменений, включая новые понятия и институты, которые должны существенным образом изменить и повлиять на ранее сложившуюся систему земельных отношений в РФ. Объѐм закона — свыше 300 страниц, он обобщил почти 25-летний опыт выстраивания рыночных правоотношений в землепользовании и готовился 5 лет. Я Вам даю лишь ту информацию, которая пригодится в построении диалога с властью по вопросу предоставления земельных участков, но за кулисой останется огромная прорва вопросов, касающихся других плоскостей работы с землей в РФ.

К региональным землям, помимо участков, занятых органами местных властей и казённых учреждений, относятся также внутренние сельскохозяйственные территории, а к муниципальным – земли под принадлежащими администрации зданиями (п. 2,3 ст. 3.1 ФЗ № 137).

Еще одним основанием, которое до сих пор может широко встречаться на практике, является переоформление ранее возникшего права постоянного бессрочного пользования земельным участком.

В данном случае участок может быть оформлен в аренду либо в собственность обладателя права постоянного бессрочного пользования по его усмотрению независимо от наличия на участке объектов недвижимости.

Остальные случаи предоставления земельных участков без торгов носят частный характер и, как правило, привязаны к конкретным специфическим хозяйственным ситуациям. Например, если договор аренды заключается во исполнение иного договора, заключенного на торгах (концессия, договор о развитии застроенной территории), то для его заключения не требуется проведения отдельных торгов.

Как оформить арендованную землю

В качестве причин этого можно указать следующее.

  1. Если говорить об объекте соответствующих правоотношений, то земля, о которой идёт речь, относится к нераспределённой государственной собственности.

    Поэтому передать право собственности, которое до настоящего момента попросту не существует, невозможно.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Возможно вам удастся договориться об оплате работ авансом. По словам эколога, все заявления властей о нехватке средств для постановки лесов на кадастровый учет — отговорки: — Поставить на кадастровый учет 1 гектар леса в среднем стоит 300 рублей.

Тот факт, что смежные земельные участки являются участками «неразграниченной государственной собственности», означает следующее. Они находятся в ведении одного и того же субъекта, к которому следует обратиться в соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ для разрешения возникшего вопроса. Например, в г.г.

Источник: //teatr-nuradilova.ru/nalogovoe-pravo/2367-kak-oformit-v-sobstvennost-nerazgranichennyy-uchastok.html

Оформление прирезок к земельным участкам: новые возможности

Оформить в собственность смежный земельный участок

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г.

№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории.

Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.

4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными.

Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне.

Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах.

Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопроса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).

«Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там.

Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости).

Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб.

(платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями.

В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ).

Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).

В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н.

Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории.

Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион.

«Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов.

Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка.

«Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.

РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения.

«Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб.

Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания.

Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения.

Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте.

«А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков.

Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности.

А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

***

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Источник: //www.garant.ru/article/617655/

Хотите зарегистрировать лишние сотки – придется обсудить границы участка с соседом

Оформить в собственность смежный земельный участок

В сентябре вступит в силу закон, который позволит владельцам земельных участков регистрировать в собственность излишки используемой земли. Но прежде нужно будет согласовать границы участков с соседями. Как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить в суде?

Президент Владимир Путин одобрил поправки в законы о кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости1. Согласно новым правилам, если при проведении кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует землю, которая в документах не значится, он сможет оформить излишки в собственность.

При этом обязательным условием изменения границ земельного участка является их согласование с соседями – собственниками смежных участков.

Провести процедуру уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуется в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ участка установлены с точностью, которая ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границы участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержится несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

Согласование необходимо с лицами, которые обладают смежными участками на праве собственности.

Если же земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности, то обсуждать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают этими участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.

Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более 5 лет, то согласовать границы нужно как с собственником, так и с арендатором.

Судебные тяжбы, связанные с определением границ земельных участков, в числе самых сложных и длительных, поэтому важно урегулировать спор на стадии согласования границ.

Чтобы их установить, собственник должен обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет процедуру согласования границ индивидуально со всеми соседями или на общем собрании.

По итогам составляется акт согласования, который подписывают все заинтересованные стороны.

Собрание для согласования границ без установления их на местности проводится в ближайшем населенном пункте или в том, где земельные участки расположены. При этом кадастровый инженер может определить иное место по согласованию с заинтересованными лицами.

Им или их представителям извещения о проведении собрания вручаются под расписку. Извещения также могут быть направлены по адресам электронной почты или почтовым адресам лицам, право которых на объект недвижимости зарегистрировано или в пользу которых зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Эти адреса обычно содержатся в ЕГРН. Однако подобная информация может и отсутствовать. В таких случаях допускается извещение о проведении собрания путем публикации сообщения в средствах массовой информации. Обычно таким СМИ является официальная газета муниципалитета.

Кроме того, независимо от наличия или отсутствия информации об адресах заинтересованных лиц, извещение будет опубликовано в СМИ, если:

  • смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Если после извещения собственник или иной правообладатель не явился на собрание либо принял в нем участие, но не заявил возражений, местоположение границ земельного участка с его стороны считается согласованным.

Собственнику следует внести свои контактные данные в ЕГРН через МФЦ. В противном случае границы земельных участков могут быть согласованы без его участия.

Как было указано выше, в некоторых случаях извещение о проведении собрания публикуется только в средствах массовой информации. Поэтому необходимо регулярно изучать местные СМИ.

В этом случае владельцы участков должны подготовить письменные возражения и направить их кадастровому инженеру. Он зафиксирует их в акте согласования.

При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

При этом согласование границ земельного участка является правом, а не обязанностью собственника. Поэтому для отказа в согласовании границ не требуются юридические основания.

Принимая решение обратиться в суд, необходимо понимать возможные риски. Дело в том, что законодательство не предусматривает определенного способа защиты прав в такой ситуации. Человек, подавший иск, рискует получить отказ в удовлетворении заявленных требований.

Судебная практика весьма противоречива. Федеральные суды некоторых округов в своих постановлениях допускают возможность понуждения смежного землепользователя к согласованию. В то же время другие суды приводят аргументы, свидетельствующие о невозможности удовлетворения такого требования. Главный из аргументов – в соответствии с законом согласование акта является правом, а не обязанностью.

Когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться. Особенно в том случае, если горе-сосед целенаправленно отказывается от согласования, планируя подзаработать на этом.

При таких обстоятельствах можно подать иск о признании права собственности на участок в определенных границах, что сделает судебный акт в случае удовлетворения иска более исполнимым.

При подготовке иска необходимо помнить: если неизвестно местонахождение лица, которого необходимо привлечь к участию в деле, заявитель может обратиться в суд с ходатайством об оказании помощи в его розыске. В случае удовлетворения ходатайства суд может истребовать эту информацию у органов ФМС, МВД, нотариусов и т.п.

Также стоит иметь в виду: почти во всех подобных делах суд проводит судебную землеустроительную экспертизу. И оплатить эту экспертизу должен заявитель.

О том, как не доводить конфликт до суда и урегулировать его с помощью примирительной процедуры, читайте в публикации «Медиация: разрешаем споры без суда».

1 Федеральный закон от 17 июня 2019 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”» (вступит в силу через 90 дней после официального опубликования).

Источник: //www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/khotite-zaregistrirovat-lishnie-sotki-pridetsya-obsudit-granitsy-uchastka-s-sosedom/

Сервитут. Установление платы за сервитут

Оформить в собственность смежный земельный участок

Сервитут – это один из видов обременения земельного участка, не позволяющий хозяину пользоваться им в полной мере. Есть два виду сервитута: публичный и частный.

Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Публичный сервитут может быть наложен только уполномоченными государственными органами после соблюдения установленной процедуры. Соглашение стороны не заключают. Установление сервитута регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и ФЗ №171.

В соответствии с действующим законодательством, публичные сервитуты могут устанавливаться для:

  • 1. Ограниченного пользования частью земельного участка, которая занята остающейся в собственности (залоге) недвижимости и необходима для ее использования в соответствии с функциональным назначением;
  • 2. Прохода или проезда через земельный участок;
  • 3. Использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • 4. Размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • 5. Проведения дренажных работ на земельном участке,
  • 6. Забора воды и водопоя;
  • 7. Прогона скота через земельные участки;
  • 8. Сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • 9. Использования земельных участков в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке,
  • 10. Временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • 11. Свободного доступа к прибрежной полосе.

Если публичный сервитут накладывается в добровольном порядке, то главным условием процедуры является оплата за пользованием недвижимостью и компенсация за нанесенный ущерб. Еще одно условие получения сервитута не собственником – это ответственность за сохранность и целевое использование участка. Поэтому пользователю запрещено:

  • портить верхний плодородный слой;
  • наносить вред окружающей среде;
  • негативно влиять на соседние участки;

Пользователь земли на основании публичного сервитута обязан соблюдать противопожарные и санитарные нормы.

Инициировать установление частного сервитута на земельный участок имеет право владелец или лицо, у которого появилась необходимость воспользоваться территорией данного участка.

Частный сервитут не является предметом купли-продажи или залога. Он привязан к конкретному участку и переходит к новому владельцу в случае его продажи. С 2015 года сервитут может устанавливаться не только в пользу собственника, но и арендатора, пользователя участком на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций (линии электропередач, связи, трубопроводов);
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Установление такого сервитута носит частный характер. То есть, стороны составляют соглашение, на основании которого земельный участок или его часть передается в пользование (временное или постоянное).

Установление частного сервитута может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель земельного участка не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение об ограничении (сервитуте) должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН.

Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера.

Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане.

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

Суд не вправе обязать собственника участка подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  • если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  • решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в ЕГРН);
  • надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного участка, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим участков земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Если Вы являетесь собственником обремененного сервитутом имущества и не знаете, какую плату за пользование данным имуществом имеете право требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, либо, по вашему мнению, стоимость сервитута определена неправильно или слишком занижена, Вам стоит обратиться к независимому оценщику.

Специалисты ООО «Бюро независимой оценки»  имеют большой опыт проведения оценки сервитутов.

При оценке наши специалисты учитывают все факторы, влияющие на стоимость сервитута, основываются только на объективной, полной, достоверной и актуальной информации.

По итогу проведения работ Заказчик получает Отчет об оценке сервитута в полном объеме в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки и действующим законодательство РФ.

Если Вы заинтересованы в сотрудничестве с нами, просим обращаться: 

через форму Заявки на сайте бюрооценки78.рф  или с помощью
 e-mail — buro_ocenki78@mail.ru круглосуточно в любой день!

Контактное лицо: Звонарева Алла Геннадьевна, +7(812) 922-72-78, +7-967-968-35-35

Источник: //xn--78-9kcqplugas2eye.xn--p1ai/servitut-ustanovleniye-platy-za-servitut

Гражданская позиция
Добавить комментарий