Сколько детей в россии живут неполных семьях

Россиянки выбирают растить детей без мужа

Сколько детей в россии живут неполных семьях

© Фото из личного архива Анны Кузнецовой

За 20 лет матерей-одиночек в России стало втрое больше. Сегодня это практически треть всех семей в стране.

О том, как меняется портрет матери-одиночки, и почему количество неполных семей продолжает расти, «Росбалту» рассказала кандидат философских наук, доцент кафедры общей социологии и социальной философии философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ Ирина Дуденкова.

— На днях детский омбудсмен Анна Кузнецова озвучила статистику: из 17 млн семей около 6 млн — неполные. При этом 5 млн — это матери-одиночки. То есть, почти треть. Можно ли говорить о тренде?

 — Для того, чтобы ответить на вопрос о тренде, необходимо уточнить, кто для служб социальной защиты является матерью-одиночкой.

По-видимому, цифры, озвученные Кузнецовой, включают и «статусных» матерей-одиночек, которые не были замужем на момент рождения ребенка, а также получивших статус в результате развода или смерти супруга, что случается в российских реалиях довольно часто, особенно в регионах.

Возможно, статус какого-то количества матерей-одиночек фиктивен. Женщины оберегают его для сохранения социальных выплат, которые для депрессивных российских областей могут быть серьезным подспорьем в семейной жизни. Я бы не спешила делать выводы о кризисе традиционной полной семьи.

Но уже сейчас можно говорить о том, что россияне стали гораздо спокойнее относиться к идеальным представлениям о семейной жизни. Сегодня больше детей рождается у людей, состоящих в гражданских браках. Их матери, по сути, являются для государства матерями-одиночками.

— Такое явление,  как матери-одиночки, для России не новое. Как менялась статистика с течением времени? Можно ли говорить о том, что число неполных семей растет?

 — Да, к сожалению, надо признать, что это так. В 2010 году коллеги из Высшей школы экономики писали о 2,5-3 млн неполных семей, в которых детей воспитывают матери-одиночки.

В результате получаем, что в общей численности матерей женщины, претендующие на официальный статус «матери-одиночки», составляли 7-8% в 1989 году, 10-12% — в 2002 году и 15-18% — в 2010 году.

То есть, налицо как минимум двукратный рост относительного показателя за два десятилетия. По отношению к современному состоянию рост оказывается уже трехкратным.

Как не сойти с ума после родов

— В чем причина: слишком самостоятельные женщины или безответственные мужчины? Как сформировался этот тренд? Где его истоки?

 — Нужно говорить сразу о нескольких факторах, под влиянием которых сложилась эта тенденция. Меняются стандарты достойного уровня жизни, родительство воспринимается гиперответственно, идеи «сознательного» родительства витают в воздухе.

Не все мужчины готовы на этих условиях взваливать на себя ношу воспитания детей. Можно говорить о тенденции инфантилизации поколения «нулевых» и «десятых» годов. Теперь почти невозможно установить период наступления зрелости.

Раньше таким моментом было завершение высшего учебного заведения, приобретение профессии. Теперь понятие профессии все сильнее размывается, пропагандируются идеи непрерывного образования, в этих условиях отцовство может показаться слишком поспешным шагом.

Молодые женщины также испытывают это давление, но многие понимают, что репродуктивные функции и здоровье женского организма намного больше отражаются на здоровье ребенка, и с возрастом они не улучшаются.

Но главным, как мне кажется, является общее значительное увеличение возраста женщин, которые решаются на рождение своего первого ребенка, а также увеличение возраста, в котором вступают в брак. Так, возраст первородящих матерей сегодня перевалил за 25 лет.

Как правило, женщины в этом возрасте уже достаточно независимы экономически. С другой стороны, движение чайлдфри пока еще не слишком популярно в России, поэтому некоторые, не дожидаясь замужества, как говорится, «заводят ребенка для себя».

Возможным оправданием является несовершенство и нестабильность нашей пенсионной системы, которые вызывают опасения остаться в старости в нищете и одиночестве. Число и процент осознанных матерей-одиночек гораздо больше, по моим наблюдениям, чем в предыдущее десятилетие.

Конкретные цифры мне не попадались, зато все чаще встречаются женщины, которые стали матерями-одиночками не потому, что их бросил отец ребенка, а потому, что они сами предпочитают обходиться без него.

— Как менялся взгляд общества на эту проблему? Вообще, можно ли считать это проблемой?

 — Я считаю, что рост количества матерей-одиночек — большая проблема современного российского общества. Работающие самостоятельные матери, конечно, могут вырастить хороших детей, но в целом неполные семьи гораздо более уязвимы. Образцы отцовства, ответственного мужского поведения, становятся в российском обществе все более экзотическими и слишком идеальными, чтобы быть нормой.

— Какие могут быть последствия у этого явления?

 — Пока не заметно никаких факторов, разрушающих намеченную устойчивую тенденцию к увеличению числа неполных семей. Кроме этого наблюдения, я опасаюсь делать другие социальные прогнозы.

Однако хочу отметить, что меры, которые предпринимает государство для укрепления института семьи, пока носят слишком пропагандистский и популистский характер. Речь идет не только об очевидных вещах, о печальном состоянии систем здравоохранения и образования, о смехотворных мерах поддержки молодых семей, но еще об отношении к детству вообще.

Легко отметить контраст в отношениях к ребенку в российском обществе и за рубежом. Ребенок воспринимается как источник проблем, родительство — как подвиг.

Вероятно, это какие-то глубокие культурно-исторические травмы, которые не исцелить в одночасье установлением Дня семьи и верности.

Анна Семенец

Источник: https://www.rosbalt.ru/moscow/2017/02/10/1591028.html

За гранью: сколько детей живут за чертой бедности

Сколько детей в россии живут неполных семьях

В России более четверти детей в возрасте до 18 лет живут за чертой бедности, следует из данных Росстата, на которые обратил внимание принадлежащий Григорию Березкину РБК.

Согласно исследованию «Социально-экономические индикаторы бедности», 26% детей в возрасте до 18 лет живут в семьях с уровнем денежных доходов ниже прожиточного минимума. В исследовании приводится статистика за 2017 год. На текущий момент это наиболее актуальные данные по детской бедности в стране.

Доля детей, живущих в бедности, по итогам 2018 года станет известна только летом 2020 года.

При этом уровень бедности среди детей вдвое превышает данный показатель в целом по стране.

Так, в 2017 году за чертой бедности проживали 13,2% россиян, или 19,4 млн человек, в 2018 году — 12,9% населения, или 18,9 млн человек.

Проблема детской бедности особенно остро стоит в сельской местности. Согласно статистике, 45% детей, живущих в селах, росли в малоимущих семьях.

Самый высокий процент бедности среди детей зафиксирован в многодетных семьях — 52,2%. «Все домохозяйства, которые находились на грани бедности, то есть имели денежные доходы, близкие к прожиточному минимуму, при рождении детей падают ниже этой черты», — пояснила изданию директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.

Семьи с детьми являются наиболее проблемными среди демографических и социальных групп — здесь уровень бедности в 2018 году составлял 22,9%, свидетельствуют данные Минтруда.

«Семьи с детьми составляют почти 80% от всех малообеспеченных домохозяйств. Наиболее тяжелое положение в многодетных семьях. Бедными являются более 51% многодетных семей. Среди неполных семей уровень бедности – 28%», — говорили ранее «Газете.Ru» в ведомстве.

Ранее на финансовую уязвимость многодетных семей обращала внимание вице-премьер Татьяна Голикова. Эту категорию она назвала «самой обиженной в этом смысле» частью населения. Вице-премьер также отмечала, что результаты борьбы с проблемой оставляют желать лучшего — положительная динамика «не такая активная, как хотелось бы».

В декабре в 13 субъектах запущен пилотный проект по выявлению факторов, способствующих бедности семей. В ходе него должен быть оценен реальный уровень и структура бедности.

В администрациях регионов «Газете.Ru» предоставили развернутые данные, касающиеся структуры бедности — в том числе среди семей с детьми.

Так, в Татарстане анализ показал, что в обследуемых семьях 53% имеют детей в возрасте до 7 лет. Каждая четвертая семья является многодетной.

В Томской области из тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, 69% составляют семьи с детьми, в том числе 13% — с тремя и более детьми.

Гражданин трудоспособного возраста, образование – ПТУ, работает, имеет детей. Думаете, это портрет представителя крепкого середнячка –… →

В Нижегородской области по составу бедные домохозяйства распределяются следующим образом: 22% — домохозяйства без детей, в том числе одиноко проживающие граждане (причем в 99% этих домохозяйств имеются лица трудоспособного возраста), 27% — домохозяйства с одним ребенком (35% проживают в сельской местности, 65% — в городе), домохозяйства с двумя детьми — 35 % (40% проживают в сельской местности, 60% — в городе), домохозяйства с тремя и более детьми — 16% (39% проживают в сельской местности, 61% — в городе).

В Приморье в результате анализа выявлено, что основной категорией бедных граждан являются семьи с детьми в возрасте до 16 лет (56,4% от общей численности граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума).

По данным РАНХиГС, 20,9% российских детей в возрасте до 17 лет проживают в домохозяйствах, имеющих из-за нехватки средств задолженность по оплате услуг ЖКХ, аренды или кредитов. Дети чаще, чем другие категории населения, испытывают депривации в питании.

Так, например, каждый десятый ребенок не питается полноценно, то есть его питание не содержит достаточного количества мяса, курицы, рыбы или вегетарианского эквивалента.

Среди семей с одним-двумя детьми не могут оплатить непредвиденные расходы, ничего не продавая и не занимая, 66%, при этом если детей трое и больше, то этот показатель вырастает до 78%.

Плачевное положение некоторых российских семей подтверждают и данные Росстата: 35,4% не могут позволить себе купить две пары подходящей по сезону обуви каждому из членов семьи. Кроме того, подавляющее большинство семей — 80% — не могут обеспечить себя необходимым минимумом товаров, не выходя при этом за рамки семейного бюджета.

К 2024 году россиян с доходами ниже прожиточного минимума, то есть бедных, должно стать в два раза меньше. Такую цель поставил президент Владимир Путин в майском указе 2018 года.

В документе перечислены шесть шагов, за счет которых предполагается этого достичь: предоставление ежемесячных выплат при рождении детей, содействие занятости женщин, которые воспитывают детей, учет бедных семей в регионах и создание специальных для них программ, а также создание новой потребительской корзины в 2021 году и другое.

В настоящее время методика Росстата относит к бедным тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, конкретный набор которых описан в потребительской корзине.

Денежный эквивалент «корзины» называется прожиточным минимумом. Иными словами, бедный — это тот, чей доход ниже величины прожиточного минимума.

В среднем по всем группам населения прожиточный минимум сейчас составляет 11 160 рублей.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/08/07/12562213.shtml

Решение проблем неполной семьи в свете модернизации национальной экономики России

Сколько детей в россии живут неполных семьях

студентка НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», Санкт-Петербург.
Научный руководитель, к.соц.наук, доцент Савин И.В.

Петербургская семья – это уникальная социальная группа, не имеющий аналога институт воспитания ребенка, потому что она формируется на особой историко-культурной почве нашей страны, обладает ни с чем не сравнимыми возможностями дышать воздухом пушкинской Невы и лицезреть дворовые колодцы Достоевского.

Питерские дети со своими родителями живут и развиваются среди этих достопримечательностей  в течение значительной части своей жизни. Именно в таком эзотерическом климате в семье закладываются и характер, и личность ребенка. Однако, несмотря на эти, казалось бы, благоприятные условия, родственные отношения в Санкт-Петербургских семьях развиваются сложно и неоднозначно.

Мы имеем в виду большое количество разводов и распадов семей по сравнению с количеством браков и венчаний. Неполная семья – это та картина, которую мы наблюдаем в реальной жизни и в предостаточном количестве. Такая семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста.

На сегодняшний день распад семьи стал одной из самых острых проблем современного российского общества.

Такие семьи образуются по нескольким причинам:

  • рождения ребенка вне брака;
  • смерть одного из родителей;
  • расторжение брака;
  • раздельное проживание родителей.

Отсюда выделяют несколько типов семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую семьи. Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи.

Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. В том числе появляются и другие проблемы, и прежде всего финансовые.

По результатам эмпирических исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН в 2011 году неполные семьи с несовершеннолетними детьми по всем критериям (по доходам, лишениям, субъективной оценке и комбинированному показателю) входят в самый многочисленный слой малоимущего (бедного и очень бедного) населения.

Законодательную систему государственной социальной защиты, льгот и гарантий вряд ли можно расценивать как материальную помощь семьям с детьми; неуклонно идет разрушение сферы социальных услуг (здравоохранения, образования, муниципального жилья) и социальных инфраструктур (системы детских учреждений, оздоровительных лагерей, библиотек).

Экономическое неблагополучие таких семей нельзя трактовать только как малую финансовую обеспеченность. И все же люди живут, пытаются сделать невозможное для себя и своих детей. Обнищание характерно сегодня не только для матерей-одиночек, но и для одиночек-отцов, одиночек-бабушек.

В неполных семьях родителю или опекуну зачастую одному приходится формировать семейный бюджет, выполнять домашнюю работу, заниматься воспитанием детей, иными словами, сочетать роли и обязанности обоих родителей и тем самым обеспечивать сохранение института семьи.

Гипотетически совокупный бюджет неполных семей должен складываться из всех видов доходов, получаемых совместно проживающими членами конкретной категории семьи.

Для неполных семей — это заработная плата родителя, микро-пособия на детей в виде ежемесячного пособия на каждого ребенка, пенсия или заработная плата представителя старшего поколения или других родственников в случае сложных семей, приработки; бюджет неполной семьи после расторжения брака строится из зарплаты матери (отца) на основном месте работы, алиментов на содержание ребенка/детей, ежемесячного пособия на каждого ребенка и доходов остальных членов семьи, приработков; дети-инвалиды с детства получают социальную пенсию; во вдовьих семьях на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца, а опекунам по решению главы муниципального округа на содержание ребенка — фиксированная дотация в размере 500 рублей. При таком бюджете практически невозможно обеспечить регулярное и достаточно нормальное питание для детей, вовремя оплачивать счета за жилье и коммунальные услуги. При этом, например, бабушка-опекунша двух внучек-сирот, не теряет оптимизма, старается научить девочек вести хозяйство, шить, вязать. Она даже «приданое им подготовила.» Практически все неполные семьи очень низко оценивают свое материальное и имущественное положение. Дорого все — еда, детские вещи, жилье, для детей нет скидок на транспорт. Резервов для преодоления проблем и возникающих каждый день трудностей практически нет. По субъективной оценке своего благосостояния по девятибалльной шкале (на нижней ступени — нищие, на высшей, девятой, — богатые) подавляющее большинство (87,6%) респондентов поставили себя не выше четвертой ступени, в том числе 16,2% — на самой нижней; на пятой ступени стоят 10, на шестой — две и на седьмой — одна семья. Таким образом, по уровню среднего душевого дохода и субъективным оценкам неполные семьи живут на грани нищеты. Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего. Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка. В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие. Из-за необходимости ухаживать за ребенком без чьей-либо помощи женщина не может в полной мере проявить себя на профессиональном поприще, отодвигает на задний план карьеру и профессиональный успех. Чрезмерная занятость часто на нескольких работах и материальные трудности не дают даже самой заботливой женщине полноценно заниматься  ребенком, его культурой, духовным и физическим развитием и он часто предоставлен самому себе. Не оттого ли Россия сегодня занимает первое место в мире по количеству детских и юношеских суицидов? Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка. Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей и т.п.

В итоге, хотя неполная семья и сталкивается с огромным количеством трудностей, все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить указанных негативных последствий.

Cборник научных статей

«Конкурентоспособность экономики России: проблемы и пути повышения»,

СПб.: Институт бизнеса и права, 2012

Источник: http://www.ibl.ru/konf/120412/reshenie-problem-nepolnoj-semi-v-svete-modernizacii--nacionalnoj-jekonomiki-rossii.html

Одинокие матери рискуют впасть в бедность

Сколько детей в россии живут неполных семьях

Треть неполных семей могут оказаться за чертой бедности. Ведь даже работающая одинокая мать далеко не всегда в состоянии обеспечить себя и ребенка.

Наличие высшего образования, дети школьного возраста и проживание вместе с родителями снижают риск бедности для матери-одиночки.

Большое количество детей и отсутствие других членов семьи этот риск увеличивают, выяснила аспирант департамента прикладной экономики ФЭН ВШЭ Дарья Гутина в ходе исследования «Экономическая активность одиноких матерей России и риск бедности для их семей».

Рост числа разводов, раздельное проживание партнеров и увеличение числа внебрачных рождений привели к тому, что неполные семьи и одинокие матери стали масштабным явлением.

В странах ОЭСР в среднем 15% семей являются неполными, из них 88% составляют семьи, где главой является одинокая мать.

Схожая статистика и в России, где неполных семей – 14%, а одинокие матери составляют 86% от их общего количества.

В ходе исследования Дарья Гутина попыталась ответить на три группы вопросов:

  • какие факторы оказывают влияние на участие в трудовой деятельности одиноких матерей, а также является ли одинокое материнство преградой для экономической активности женщины;
  • влияет ли структура домохозяйства на участие женщин в трудовой деятельности и на благополучие ее семьи;
  • от чего зависит уровень благосостояния неполной семьи и какие факторы снижают для матерей-одиночек риск оказаться за чертой бедности.

Юные и неактивные

Зарубежные исследования на эту тему, предлагают ряд предположений и гипотез. Например, одинокие матери экономически более активны, но их финансовое благополучие ниже.

Вероятность для одинокой матери быть занятой выше, если она живет в расширенной семье (например, со своими родителями) или ей доступны дошкольные и другие учебные заведения.

Отсутствие в домохозяйстве незанятых членов, многодетность и дети дошкольного возраста снижают для одинокой матери вероятность быть занятой. Риск бедности увеличивается, если одинокая мать молода, а в семье нет никого кроме нее и детей.

В качестве эмпирической базы исследования Гутина использовала данные о более чем двух тысячах женщин в возрасте от 18 до 54 лет, имеющих несовершеннолетних детей. Из них 656 женщин являлись одинокими матерями, из которых 44% жили одни с детьми в домохозяйстве.

Подавляющее большинство одиноких матерей (87%) оказались экономически активными.

Юные матери чаще оказывались незанятыми. Возможно потому, что молодая мать, скорее всего, являлась студенткой и получала образование. Наличие образования положительно влияет на занятость матери, а вот возраст ребенка, как и количество детей, оказались статистически незначимыми. Шансы матери на трудоустройство повышает наличие доступных школьных и дошкольных учреждений.

Проживание одинокой матери со своими родителями сокращает ее шансы быть занятой, что опровергает одну из выдвинутых гипотез, отметила автор исследования. Причем, если родителей двое, то шансы на занятость снижаются больше, чем если родитель один.

«Это можно объяснить тем, что родители либо являются зависимыми, и одинокая мать должна уделять внимание не только детям, но и им, а потому, у нее нет возможности быть занятой, – рассуждает Гутина.

– Либо женщина получает помощь и поддержку от своих родителей, и у нее нет нужды в занятости».

Та же тенденция, кстати, просматривается, если женщина живет не с родителями, а с партнером. Правда, когда все прочие члены семьи (скажем, родители), с которыми проживает мать-одиночка, работают, это стимулирует женщину также найти себе работу.

Дети-школьники помогают не беднеть

Одинокие матери – социально уязвимые группы. Каждая третья неполная семья является финансово уязвимой.

Даже работающая одинокая мать не всегда может обеспечить необходимый уровень благосостояния – 27% таких семей находятся за чертой бедности.

Наибольший шанс впасть в бедность у тех из них, кто живет с несколькими детьми (бедность рассчитывается из соотношения дохода на члена семьи и прожиточного минимума).

Расчеты показали, что возраст матери статистически незначимо влияет на риск бедности. Зато высшее образование значительно сокращает шансы жизни в нужде как для матери с ребенком, так и для неполной семьи в целом.

Риск бедности снижается, если ребенок только один. Что касается возраста ребенка, то все возрастные группы, кроме школьной, оказались статистически незначимы. Последняя, судя по расчетам, уменьшает риск бедности для матери-одиночки.

Факт занятости матери предсказуемо снижает ее шансы на бедность. При этом тип занятости (полная или неполная) на статистику не влияет. Автор предполагает, что это связано с малой распространенностью неполной занятости в России.

Проживание одинокой матери со своими родителями также увеличивает шанс на безбедную жизнь, из чего можно сделать вывод, что главная помощь со стороны бабушек и дедушек – финансовая.

См. также:

Работодатели не жалуют матерей и беременных женщин
Молодежь стала позже отделяться от родителей
Дети из неполных семей взрослеют раньше

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 16 декабря, 2015 г.

Социология бедность семья

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/177664028.html

Количество подростков в России уменьшается с каждым годом

Сколько детей в россии живут неполных семьях
«Инновационный подход к образованию – с чего начать?», — так называется статья, которую прислала в редакцию ИА «Амител» Анна Добровольская/Саркисян. Предлагаем читателям amic.ru с ней ознакомиться.

В современном обществе стало модно говорить о здоровом образе жизни (кстати, данный термин обязан своему происхождению именно российскому ученому), новых подходах к образованию, новой системе оценки обучения и т.д. Все увлечены инновациями.

А кто из нас задумывался, о том, как можно применить или построить инновационный подход на том фундаменте, который в нас заложен? Может быть не с того начинаем?

 В России из 141,9 миллиона населения 26 миллионов – это дети и подростки. Из них более одного миллиона беспризорных, живущих на улице, около 700 тысяч – дети-сироты.

Дети-инвалиды составляют около 500 тысяч, и четыре с половиной миллиона детей живут в неполных семьях.

Количество подростков в России уменьшается с каждым годом, их число сейчас опустилось ниже 3,8 миллионов, а смертности среди подростков опережает среднеевропейский показатель в три раза.

33% юношей и 20% девушек каждый день употребляют алкоголь. 30% студентов и 16% школьников хоть раз пробовали наркотики. 8,5 тысяч подростков находятся в местах лишения свободы. Эти цифры доказывают необходимость срочно принимать меры по охране детей и детского здоровья.

Подход к образованию и внедрению инноваций и новых методов должен идти параллельно с формированием ЗОЖ среди населения, как детского, так и взрослого. Это поможет сосредоточить и направить усилия в одно русло.

В России подростки на первое место ставят карьеру, PR (совершенно не понимая, что он означает), и лишь на 4-5 здоровье.

О каком инновационном подходе в образовании мы можем говорить, если в наших школах уже около 20 лет есть штатная единица школьный психолог, а ассоциируется она только со знаменитым произведением Гоголя «Мертвые души»? Возможно, трудности работы школьных психологов заключаются еще и в том, что родители учеников, не готовы с ними общаться, не обладают знаниями и вообще мало интересуются своими детьми. Особенно данная проблема касается регионов и глубинки. Хотя нельзя отрицать, что проблема «большого города», где количество времени, проведенного взрослыми со своими детьми гораздо меньше, чем в регионах.

Для усиления работы школьных психологов необходимо проводить классы и занятия с родителями отдельно и предлагать им дидактический материал, а так же проводить совместные занятия с детьми. Конфликт «отцов и детей» будет существовать всегда и никогда себя не исчерпает, иначе не будет прогресса в обществе. Но, создавать условия для сближения интересов между родителями и детьми, необходимо. Это могут быть и конкурсы, и спортивные соревнования, и походы, и много другой совместной деятельности.

Однако есть еще одна категория специалистов, которая необходима для нормального функционирования и учебного процесса, и создания комфортной атмосферы.

В каждом классе есть 1-2 ученика, которые, не дают учиться всем остальным, а именно, не могут сосредоточиться, не могут усидеть на одном месте более 10 минут, тяжело воспринимают информацию. Что происходит с этими детьми? Учителя их обычно выгоняют с уроков, ругают, иногда поднимают руку «чтобы сидел молча».

Но, кто-нибудь задумывался о том, что именно происходит с этими детьми, с их душой, с их внутренним миром?

Возможно, они просто больны, а родители и школа этого не понимает?

Что у них проблемы с нервной системой? Кто-нибудь из учителей приглашал родителей и предлагал обратиться к детскому неврологу? К сожалению, неврология, наука, которая лечит не только взрослых от инсульта и старческого слабоумия, есть еще и детей с ЧМТ и СДВГ.

По ЧМТ (черепно-мозговые травмы) в России даже отсутствует статистика по количеству таких травм. Сложно ли получить ЧМТ и остаться инвалидом (не в плане физиологии, потерять руку или ногу) на всю жизнь? – НЕТ. Один удар учебником по голове, один подзатыльник, одно неудачное падение и жизнь меняется. Но не сразу.

Часто, проблема наступает не сразу после получения травмы – была шишка или синяк и прошли, а позже, через 6 месяцев и более начинаются постепенные изменения. Ребенок теряет желание учиться, не может сосредоточиться, становиться апатичным, а мы все сваливаем на переходный возраст, который длится и длится.

И к завершению школы, перед нами стоит не здоровый молодой человек или девушка, а дебил (с точки зрения медицины), у которого впереди вся жизнь, но уже с ограничениями.

Еще одно частое проявление ненормального поведения детей в школе – «это СДВГ синдром дефицита внимания с гиперактивностью – для него характерно сочетание нарушений внимания, памяти, и умственной работоспособности с гиперактивностью. К этим симптомам нередко присоединяются и трудности школьного обучения. Другие формы ММД (минимальных мозговых дисфункций) –дислексия и дизграфия. Иначе говоря, дети говорят и пишут гораздо хуже, чем их сверстники. Но вдобавок к признакам ММД у детей могут также начаться головные боли, ухудшиться сон и двигательные функции, возникнуть эмоциональные и другие нервные расстройства» — из выступления профессора кафедры детской неврологии.

Итак, с чего начинать новый подход к инновациям в образовании?

Учитывая сложившуюся ситуацию, то начинать необходимо с образования родителей, учителей. Научить их уважать статус ребенка как личности, уважать его мнение и прислушиваться к нему, и только потом уже переходить к детям и желательно не экспериментировать с их душами.

Что есть образование сегодня?

Это полное его отсутствие: разрушенная система единого подхода к обучению детей и новый, возможно не понятный даже педагогам недоработанный метод работы с детьми.

Чему учат в детских садах?

Так как сейчас модно быть дизайнерами, модельерами, ставку делают на рисование. Рисуют все, у кого есть желание либо его нет, рисуют те, кому это нравится те, кому это совершенно не интересно. Конкурсы детских рисунков заполонили интернет. Малышам не прививают любовь к книге и литературы. Порой, они, выходя за пределы детского сада, не наберут и десятка четверостиший.

Кто-нибудь задумывался над тем, что дети, которые больше проводят времени за рисованием, к десяти годам обладают более чем в 2 раза менее развитой речью, хуже воспринимают и анализируют, чем дети, которые занимаются музыкой. И обусловлено это отсутствием связей в коре головного мозга, того самого белого вещества, которое формируется путем тренировок.

Что происходит в школе?

Ребенок рождается духовно чистым и готовым познавать и изучать все, что окружает. Недаром мы восхищаемся высказываниями малышей и говорим, что «устами младенца….».

Раньше школа, начиная с первого класса, убивала в ребенке все возможное воображение, пытаясь заточить его тонкий разум в ограниченные рамки. А сейчас наоборот, школа не учит: что такое хорошо и что такое плохо, морали, ответственности, пониманию, уважению и т.д.

С первого года начинают готовить к ЕГЭ, чтобы случайно не остаться без аттестата.

А в ВУЗах?

В ВУЗах все становится еще проще. Договорись с профессором, или пойди на платный, и через несколько лет будет диплом. Бумажка, которая возможно поможет устроиться на работу.

Что делать?

Детские сады. Создавать группы не более 6-8 человек. При этом вид деятельности менять каждые 30-40 минут, чтобы сохранять интерес к действию. Учить алфавиту не в 4-5 лет, а в 2-3 года.

И к 5 годам приучить к чтению. Успех данного процесса во многом зависит от уровня подготовки родителей. Проводить с родителями отдельную работу, и развивать в них навыки общения с ребенком.

Подключать семейных психологов.

Школа. Школа является той основой знаний, морали и ответственности, которая определяет все будущее ребенка.

Начальная школа. Задача начальной школы научить ребенка-ученика в начале учиться (первые 2 года), а затем – учиться самостоятельно: искать, собирать, анализировать и делать выводы. При этом важную роль играет чтение и особенно внеклассное чтение. Сбор информации не только в интернете с помощью поисковых систем, но и в энциклопедиях, книгах и других прикладных материалах (3-4 классы).

К сожалению, в современных учебниках и применяемых методиках практически отсутствуют правила. Они есть, в справочниках, которые издаются отдельно к учебнику и раздаются детям. Много ли у нас детей, которые готовы читать отдельный учебник и штудировать правила? Не более 1-2%.

Поэтому, необходимо пересмотреть формы учебников и их авторов. На сегодняшний день, учебник – это всего лишь очередная диссертация, без многолетней доказательной базы успеха предлагаемого метода обучения.

А можно ли рисковать целым поколением, ради звания доктора или профессора?

Гуманитарные науки. В советское время фундаментально подходили к изучению правил и основ. Однако за первые 4-5 лет обучения полностью уничтожали природный навык свободно мыслить и сочинять. Сегодня, все наоборот.

Поэтому, при изучении гуманитарных наук необходимо соблюдать гармонию между постулатами и фантазиями ребенка. Любая новая тема, должна содержать 2 вида работы – изучение, запоминание пройденного и подготовка собственного материала на тему, например: написать сказку, эссе или короткое сочинение.

Такое сочетание, даст возможность ученику, применяя полученные знания, развивать собственную речь и фантазию.

Изучение иностранных языков. Если в 80-ые годы в основах учебников были короткие тексты и ответы на вопросы о comrade Petrov, Aunt Nina и т.д., то сегодня преобладают только диалоги, и ничтожно мала доля материала, описывающая правила построения, согласования времен и т.д.

Учебники состоят из диалогов и направлены только на развитие устной речи в настоящем времени.

Но можно ли развивать устную речь на не родном языке, если не знаешь, как строятся предложения? Устная речь ограничена только описанием картинок в Present Indefinite, а ведь есть еще и continuous, gerund и perfect.

Общение с книгой и электронными носителями. Если современному ребенку предложить на выбор найти информацию в библиотеке или в интернете, он выберет второе. Обусловлено это двумя факторами, дети не умеют общаться с книгой и в интернете информации больше. С каждым годом электронные носители все больше входят в нашу жизнь и в образовательный процесс. В этом есть ряд преимуществ.

Нет необходимости носить тяжелые учебники, процесс обучения может легко контролироваться родителями и т.д. Учеников необходимо учить работать с большим потоком информации, который содержат носители и книги. Это поможет легче ориентироваться в гигабайтах книг и выбирать именно то, что нужно. Однако нельзя забывать о навыке общения с книгой, как с «живым существом».

Книга постепенно уходит на второй план. Чтобы сохранить связь поколений, в школе необходимо вводить ознакомительные уроки, лекции, где ученикам будут проводить своеобразную «книготерапию». Устраивать экскурсии в библиотеки и хранилища, привить уважительное отношение к книге, как к хранителю информации.

И наконец, научить детей работать с книгами, как с источниками информации, так как только книга дает объемные фундаментальные знания.

 Вывод: Инновационный подход к образованию должен быть комплексным и включать в себя не только новые методы получения знаний, но и развития морально-этической составляющей ребенка, его родителей и педагогов.

Но самое важное – это научить ребенка быть ЧЕЛОВЕКОМ, только это поможет ему быть успешным в жизни.

в новости использованы иллюстративное фото с сайтов uti-puti.com.ua,  new.polisorb.ru,  slesher080790.diary.ru

Источник: https://www.amic.ru/news/136357/

Развод в России. Дети, алименты

Сколько детей в россии живут неполных семьях

Так уж повелось в нашем обществе, что дети — это целиком женская забота, женские расходы и женская же головная боль.

Но тема брошенных отцами детей в последние год-два поднимается все реже и реже, исчезли общедоступные статистики из интернета, посвященные этой проблематике (неужели государство этот вопрос больше не волнует, или данные столь явно компрометируют мужчин, что традиционно их решили не обнародовать, дабы создать иллюзию, что дела в этой сфере идут все лучше и лучше?)

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%).

Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки.

Самая распространенная модель неполной семьи – это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми.
(по данным statistika.ru)

То есть отцы оставляют себе детей в 6% случаев (а по факту куда меньше, потому что в тех же 6% фигурируют бабушки-дедушки).

Отсюда, когда ряд женщин понимает, что некий мужчина не готов создавать семью нести ответственность за детей, то в какой-то момент решаются и «рожают для себя». 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.

Статистика других стран немногим отличается от нашей: в США – 33% матерей всех новорожденных – незамужние женщины, в Исландии – 64% (это самый высокий показатель в Европе), в Швеции – 54%, в Великобритании – 38%, в Финляндии – 37%. Для современников брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность.

Эти факты только подтверждаются результатами Интернет-опроса, который провела недавно компания ACNielsen.

Но эти женщины и не ждут алиментов, они предполагают, что либо в будущем они таки встретят подходящего партнера, либо надеются только на себя.

Теперь смотрим на статистику разводов:

«регистрирует повторный брак каждый второй разведенный мужчина и только каждая третья женщина. Лишь каждый пятый разведенный мужчина и каждая третья женщина во втором союзе придерживаются неформальных супружеских отношений».

Авторы не берутся сказать, почему это происходит, хотя причины прозрачны и очевидны, и неоднократно освещались феминистками – чем женщина старше,тем она менее востребована на брачном рынке, к мужчинам же этот фактор относится в гораздо меньшей степени.

Теперь про отцов-неплательщиков алиментов. Данные по их количеству в зависимости от года публикации и источника информации, колеблются в районе 67-70%:

«По статистике более миллиона детей живут с одним родителем (…) Ежегодно судебные исполнители рассматривают сотни тысяч исполнительных листов по данному вопросу. Почти 67% отцов уклоняются от уплаты положенных алиментов».(Отсюда)

«Более 10млн. российских детей живут в неполных семьях и вправе рассчитывать на алименты.

Но по экспертным оценкам, более 90% этих детей не получают денежной помощи от ушедшего из семьи родителя. В службу судебных приставов ежегодно поступает до 2 млн.

подобных заявлений, причем в 90% случаев – от женщин. Эксперты убеждены: скорее всего, эти цифры занижены.

«Естественно, реальное число подобных преступлений выше,

– пояснила «НИ» президент фонда «Семья и детство» Светлана Руднева.

– Нам встречались десятки женщин, отказавшихся от требования алиментов из страха перед насилием со стороны бывших мужей. Угрозы, шантажи, побои – достаточно веские причины, чтобы брошенная жена перестала претендовать на выплаты алиментов бывшим мужем. Были случаи, когда матерям даже приходилось скрываться вместе с ребенком».» (Отсюда)

70% отцов брошенных детей отказываются от выплаты алиментов. Но и оставшаяся часть мужчин не балует своих отпрысков, живущих с матерями: средний размер алиментов по стране составляет 1600 рублей, а в Москве – 4-6 тыс. В начале 2011 года вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова приводила цифры по этой трагедии России.

По официальной статистике Федеральной службы судебных приставов, в 2010 году на исполнении находилось почти 2 млн. исполнительных документов о взыскании алиментов. Из 10,5 млн. человек, получающих пособие на детей до 16 лет, 7,5 млн. родителей уклонялись от уплаты алиментов – то есть примерно 70% отцов.

Но и те мужчины, что платят алименты, в реальности отдают своим детям сущие копейки. Так, средний размер алиментов составляет менее 1,6 тысячи рублей в месяц. Т.е. получается, что средняя зарплата такого отца – около 6,5 тыс. рублей (при выплате 25% дохода на одного ребёнка).

Но госстатистика говорит, что средний работающий россиянин хоть и беден (зарплата около 18 тысяч рублей), но не до такой же степени! У 13% семей выплаты по алиментам вообще ниже 300 рублей, у 25% – менее 500 рублей в месяц.

Соответствующее исследование на эту тему опубликовала в журнале «Социс», №7 за 2010 год Людмила Ржаницына, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики Российской академии наук. Её рабочая группа подробно проанкетировала 1080 москвичек, расторгших брак и имеющих несовершеннолетних детей.

Сначала сухая статистика – в Москве ежегодно разводится около 45 тыс. семей, из них примерно 20 тыс. – семьи с детьми. причина развода сакраментальное «не сошлись характерами, разные взгляды и т.п.» – 33,4%. Формулировка, ничего не говорящая.

А вот дальше идут конкретные причины. Так, на втором месте среди причин разводов – «пьянство, алкоголизм, употребление психотропных средств» – 13,5%.

На третьем – «измена» – 8%, на четвёртом – «другая семья» – 7%, на пятом – «безответственность по отношению к семье» – 6,5%.

Социодемографический портрет разведенных женщин в Москве таков. Свыше половины (53,7%) в возрасте от 25 до 35 лет. 35-39-летние женщины составили 19,2%. Примерно в равной степени представлены в выборке женщины моложе 25 лет (11%) и 40-44-летние (10,5%).

Большинство респонденток (51,6%) вступили в брак в 20-24 года. Средняя продолжительность расторгнутого брака 9,4 года. Менее 5 лет просуществовал брак у 24%, 15 лет и более у 20,1%. У подавляющего большинства (83,1%) опрошенных только один общий (с бывшим супругом) ребенок в возрасте до 18 лет. Двое детей у 15,3% респонденток, трое и более у 1,6%.

Способ получения алиментов

Очень любопытные и неожиданные результаты отражают начальную стадию процесса алиментных отношений у женщин, которые недавно развелись, и у них нет серьёзной практики в этой области. Весьма редки случаи заключения супругами нотариального соглашения о выплате алиментов (2,7%) или оставления мужем части собственности в счёт алиментов (1,5%).

С другой стороны, не может не вызывать беспокойства тот факт, что каждой пятой женщине с двумя и более детьми муж пообещал, что будет платить, сколько сможет. Определенную тревогу вызывает то, что женщины с двумя и более детьми заметно чаще (почти втрое) сталкиваются с ситуацией, когда муж категорически против алиментов, и им придётся обращаться в суд.

Характер решения вопроса об алиментах различается в зависимости от возраста женщин – чем старше женщина, тем реже она обращается в суд (до 25 лет -23,9%, после 45 лет – 10%).

И, наоборот, возрастает доля тех, кто имеет неоформленную договоренность с мужем (до 25 лет – 23,9%, 35-39 лет – 37,3% и только после 40 лет – 19,6%).

То есть, около трети мужчин в Москве всё же платят алименты, но эти выплаты идут «мимо статистики».

Средний размер алиментов, установленных в твёрдой сумме, будет составлять, по ответам женщин, 6,3 тыс. рублей, т.е. почти на 2 тысячи больше, чем при их оформлении по суду (ну и тут цифра вызывает некоторое удивление: 4,3 тыс.

по суду означает, что средний мужчина в Москве имеет белую зарплату в размере всего 18 тысяч рублей, или даже меньше). Значительны надежды у женщин получать не по суду, а по договоренности («без оформления») – ожидаемая сумма алиментов в среднем 8 тыс. рублей.

Максимальна она, когда супруги заключили нотариальное соглашение – 23 тыс. рублей (тут тоже понятно, почему такая большая сумма – юридически оформлять отношения принято в социальных классах «выше среднего»).

В варианте, когда муж «обещал, что будет платить, сколько сможет», женщины в среднем назвали сумму 4,8 тыс. рублей.

Кстати, самые низкие алименты в случае развода из-за «безответственности по отношению к семье» и «из-за пьянства», а самые высокие, – когда причина развода «другая семья».

Однако главное в обеспечении детей алиментами не их назначение, а реальное получение. Среди москвичек алименты получала половина, тогда как в целом в стране их получают только треть детей.

Причём – это по заявлениям самих москвичек (включаянеформальныевыплаты).

Наверное, по России эта цифра также приближается к 50% – часть отцов время от времени подкидывает крохи своим детям.

Вышеприведённые цифры также показывают, что даже в Москве выплаты на ребёнка минимальные – 4-6 тысяч рублей в месяц. Эти суммы даже ниже скудного прожиточного минимума на ребёнка в Москве, который составляет 7411 рублей в месяц.» (Отсюда)

Код для вставки на сайт или в блог:

Источник: http://womenation.org/russia-divorce-child-support-stats/

Гражданская позиция
Добавить комментарий