Закон рф о детских садах

Закон о детских садах с последними изменениями

Закон рф о детских садах

Для родителей с маленьким ребенком вопрос поступления в детский сад и получения дошкольного образования — актуальный. В детском саду ребенок получает начальный базовый уровень знаний, социализируется и подготавливается к последующему обучению в школе.

Существует список категорий учреждений для дошкольного образования:

  • Общеобразовательное учебное заведение;
  • Заведение для коррекции развития детей с отклонениями;
  • Комбинированное учебное заведение;
  • Специальный центр для усиленного развития;
  • Детский сад с присмотром и оздоровлением ребенка.

Следует помнить, что количество мест в таких учреждениях ограничено и отдать ребенка в младшую группу можно с двух месяцев, а в первый класс с 7 лет.

Общие положения

Отдельно закона о приеме детей в детский сад не существует, однако информация об этой области оформлена в Федеральном законе об образовании. ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Последние изменения в него были внесены 29 декабря 2017 года. Дошкольное образование оформлено в главе номер 7, статье 64.

О федеральном законе №152 читайте тут:

Согласно 64 статье описываемого закона дошкольное образование — это лишь начальная ступень в развитии личности.

Во время проведения обучения при дошкольном образовании формируется культурная, личностная, физическая, эстетическая, нравственная и интеллектуальная составляющая личности.

Воспитатели в детском саду подготавливают несовершеннолетних к будущему обучению в школе и других учебных заведениях, помогают укрепить здоровье ребенка и всесторонне его развить.

ФЗ 64 читайте здесь:

Специально составленные программы помогают индивидуально подойти к обучению каждого ребенка, учитывая особенности его характера, помогая сформировать новые качества или изменить дурные привычки или черты.

Дошкольное образование помогает подготовить несовершеннолетнего к достижению соответствующего уровня знаний и умений, чтобы при определенном возрасте он мог пойти в первый класс.

Для развития и поддержки детей в настоящем законе сформирован список деятельности, которая считается приемлемой для проведения занятий в детских садах. В детских садах и дошкольных учреждениях не проводятся тесты, экзамены или контрольные.

Мать, отец или другие официальные представители несовершеннолетнего имеют право получить бесплатную помощь и поддержку в сферах воспитания, диагностики, психологии и педагогики, а также получить консультации по методикам воспитания.

Консультации предоставляются родителям только в случаях, когда в детском саду существуют соответствующие законодательным нормам консультационные центры. Перечисленные виды помощи предоставляются только сотрудниками гос.

органов власти России.

Для бюджетных учреждений дошкольного образования государство выделяет средства на покупку:

  • Игрушек, подходящих к возрасту каждой группы сада;
  • Развивающих книг, журналов и других печатных объектов;
  • Мебели, соответствующей нормам законодательства и санитарным нормам;
  • Продукты, по составленному гос. органами рациону, помогающему детям получать все необходимые для роста и развития элементы и т. д.

Несовершеннолетний бесплатно зачисляется в детский сад, согласно законам России дополнительная оплата за счет родителей не осуществляется. Составляется, оформляется и подписывается специальный контракт о зачислении ребенка в детский сад.

Чтобы записать ребенка в детский сад, родителю необходимо составить заявление и подать его по месту жительства в специальную комиссию по комплектованию общеобразовательных учреждений.

В заявлении представитель несовершеннолетнего прописывает предпочтительные учебные заведения и комиссия ставит ребенка на учет в очередь для получения места.

Следует помнить, что время подачи заявления ограничено определенным периодом, который каждый год формируется государством и публикуется на официальных сайтах Правительства.

Согласно законодательству РФ, малыша можно отдать в самую младшую группу начиная с 2 месяцев, но врачи не рекомендуют этого делать, так как у него еще не окреп иммунитет.

Рекомендации врачей сводятся к тому, что лучше всего будет отдать ребенка в сад начиная с двух лет.

Ни одна организация не имеет права отказать родителям в предоставлении места без особых причин, а уважительная причина может быть только одна — отсутствие свободных мест.

Также существует электронная очередь, которой могут воспользоваться родители. Согласно законодательству РФ, подать заявку в электронную очередь необходимо не позже июля.

Определена очередность категорий граждан для поступления в детские сады при помощи электронных очередей:

  • Дети, поступающие вне очереди;
  • Категория детей, по закону поступающие первые по очереди;
  • Если семья сменила место жительства или был произведен перевод с места работы одного из родителей;
  • Категория граждан, дети которых поступают в учреждение по месту жительства;
  • По желанию.

При подаче заявки в электронную очередь требуются электронные документы или сканы бумаг. На официальных сайтах гос. услуг в сети Интернет оформлена информация о том, как можно записаться в электронную очередь или проверить собственное место в этой очереди.

Последние изменения, внесенные в закон о детских садах в РФ

Последние изменения в информацию о дошкольном образовании Федерального закона номер 273 были внесены 29 декабря 2015 года.

Изменения произошли в статье номер 65, пункте 5. Согласно этим изменениям, если родители отдают ребенка в учреждение дошкольного образования, то им положена соответствующая поддержка в виде компенсации. Денежная сумма устанавливается законодательством РФ и постановлениями Правительства России.

Выплата не должна превышать 20% от всей суммы оплаты родителей за уход за несовершеннолетним. Выплата также составляет 50% от суммы, если у семьи это второй ребенок и 70% от всей денежной суммы, если третий и т. д. Средний размер выплат за уход за ребенком устанавливается местными органами исполн.

власти субъектов РФ.

Получить компенсацию имеют право:

  • Мать или отец ребенка;
  • Близкий родственник по доверенности от родителей;
  • Законный представитель несовершеннолетнего;
  • Сотрудник органов опеки и попечительства, за которым ребенок закреплен (для трат на нужды малыша).

Читайте ФЗ об опекунах в последней редакции тут:

Сотрудники органов имеют право самостоятельно решать и вычислять критерий нуждаемости семьи. В случае, если решение было положительным, органами был оформлен документ с информацией о том, что семья нуждается в средствах, родители могут прийти с заявлением на просьбу о выплате компенсации в центр местного самоуправления.

Скачать закон о детских садах в новой редакции

Закон о предоставлении детского сада не существует, но необходимая для семей информация оформлена в Федеральном законе об образовании. Этой части посвящена отдельная глава, в которой подробно описана информация о способах и процессах зачисления ребенка в детский сад.

По статистике почти в каждой семье есть один или два ребенка, поэтому информация является актуальной и рекомендуется ознакомиться с текстом описываемого закона.

Для избежания конфликтных ситуаций, которые сейчас встречаются все чаще, между родителями и работниками образовательных и дошкольных учреждений, рекомендуется придерживаться положений ФЗ 273.

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-detskix-sadax/

Закон о дошкольном образовании в детском саду в 2019: скачать образец

Закон рф о детских садах

Закон о дошкольном образовании направлен на обеспечение доступности дошкольного образования всем категориям граждан РФ. Документ предполагает закрытие таких вопросов, как

  • устройство детей в дошкольное образовательное учреждение;
  • право воспитанников на получения услуг ДОУ;
  • порядок действий при отсутствии мест в детском саду.

ФЗ о дошкольном образовании гарантирует места в детских садах для детей от трех до семи лет. Ранее возникали сложные ситуации с оформлением ребенка до трех лет. На данный момент, в 2019 году, этот вопрос решается при помощи создания мест для детей от полутора лет на коммерческой основе.

Какой должна быть программа развития детского сада на 2019/20 учебный год?

Узнайте сейчас

Семь изменений в законе о дошкольном образовании в 2019 году

В 2019 году правительство внесло изменения в закон о дошкольном образовании. Перемены касаются оплаты труда сотрудникам детских садов, пожарной безопасности, закупок и некоторых других организационных моментов.

Изменения в законе о дошкольном образовании в 2019-ом затронули МРОТ

Теперь бухгалтерия детского сада обязана пересчитать выплаты и составить акт, в который должны быть внесены все сотрудники, работающие на полную ставку.

Если в регионе МРОТ выше федерального уровня оплаты труда, то бухгалтерия обязана пересчитать оплату, исходя из региональной ставки.

Составленный акт рассматривает руководитель ДОУ, после чего назначает перерасчет оплаты труда для всех сотрудников в списке.

Изменения, касающиеся пожарной безопасности направлены на размещение необходимых средств для предотвращения пожара

В ГОСТ уже прописаны новые правила и знаки оповещения для различных видов защиты. В первую очередь, переназначаются места для хранения противогазов, респираторов и т.д. Большая часть перемен затрагивает категорию СИЗ, которая важна в случае эвакуации из места возгорания.

Новый закон о дошкольном образовании обозначил особенности закупок в ДОУ

Теперь любые финансовые операции для приобретения материально-технических ресурсов в детском саду должны проводиться в электронном виде. Это значит, что практика наличного расчета и постоплаты накладных на расчетный счет теперь возбраняется законом.

Эти нововведения необходимы для уменьшения коррупции на территории РФ. Возможно, в начале перехода на электронную оплату возникнут некоторые трудности, но в долгосрочной перспективе это поможет улучшить возможность эффективного планирования бюджета.

Ответственность за реализацию закупок и корректного оформления финансовых потоков лежит на главном бухгалтере и заведующем детским садом.

ФЗ о дошкольном образовании внес коррективы и в кадровую работу детского сада

Государство обозначает новые требования к образованию педагогов. Так, хотя воспитатели не обязаны иметь высшего образования, любое образование педагога ДОУ должно быть профильным.

О квалификации своих кадров руководство детского сада обязано докладывать на страницах официального сайта.

Если в ДОУ работает педагог, не соответствующий требованиям к образованию, организация может предложить ему другую позицию или же отправить на дополнительное обучение.

Также есть несколько требований Закона, которые регулируют работу с сотрудниками в возрасте:

  • педагоги предпенсионного возраста без основательной причины не могут быть уволены. При несоблюдении правила и увольнении данной категории сотрудников без обоснования выписывается штраф на организацию и наказывается должностное лицо, принявшее неправомочное решение;
  • при устройстве на работу запрещается отказывать людям предпенсионного возраста.

Детские сады должны предоставлять документы о заработной плате сотрудников

С 2019 года отчет необходимо предоставлять чаще, чем раньше, потому что введены несколько новых форм: годовые, квартальные и месячные отчеты. Годовую форму отчета предоставляют с начала 2018 года.

В ФЗ о дошкольном образовании внесены изменения, касающиеся уплаты налогов. Так, детские сады должны государству до двадцати процентов от своего дохода.

Это связано с тем, что образовательные организации сдают в аренду помещения и часть территории. К исключениям относится аренда помещений или инвентаря для образования детей детского сада.

При этом, если занятия по развитию и творчеству проходят на территории дошкольного учреждения, организация может не платить налог с дохода от услуг.

Государство внесло некоторые изменения и в отношении пенсии:

  • воспитатель может подать документы на оформление пенсии, когда его стаж составляет от двадцати пяти лет и более;
  • оформление и выплата пенсии происходит с отсрочкой в год;
  • с каждым годом отсрочка по выплате будет увеличиваться, но по итогу составит не более пяти лет.

Ранее воспитатели детских садов проявляли недовольство по поводу сокращения второй квалификационной категории и снятие статуса воспитателя по причине выслуги лет.

СЭС постоянно меняет правила, но в последние годы изменения были небольшими

В 2019 году вышли максимально доступные нормы загрязнений по СанПиНу и списки средств для уборки, которые допускаются при уборке помещений и обработки инвентаря в дошкольных учреждениях.

Если раньше этот список носил рекомендательный характер, то сейчас становится обязательным к исполнению. Исходя из этого, созданы новые правила очищения и их регулярность.

Пока неизвестно, как будет проходить проверка санитарно-эпидемиологической службы после внедрения новых норм и правил.

Особенности нового закона о дошкольном образовании в 2019 году

Основные особенности ФЗ о дошкольном образовании в 2019 году отражены в следующих пунктах:

  1. Группы постоянного содержания с момента внесения правок в своем количестве сократятся в 1,5 раза.
  2. Свои двери откроют специализированные центры консультирования, в которых нуждающиеся семьи смогут получить психологическую и педагогическую помощь.
  3. Обеспечение уходом и присмотром за детьми в детских садах является правом, а не исключительной функцией.
  4. Компенсация на оплату услуг установлена в размере двадцати процентов за первого ребенка, пятьдесят – за второго и семьдесят за третьего и последующих.
  5. В случае отсутствия мест в дошкольном образовательном учреждении, организация имеет право отказывать детям в возрасте полутора, двух и трех лет.
  6. Родители имеют право занять очередь на свободные места в других дошкольных образовательных учреждения.

В будущем новый закон о дошкольном образовании планирует предоставить родителям детей от полутора лет возможность присмотра и ухода на дому. В течение времени также намечается строительство новых частных детских садов.

Новый закон о дошкольном образовании и льготное обучение в 2019 году

Новый ФЗ о дошкольном образовании, помимо вышеуказанного, описывает категории граждан, имеющих приоритетное право на получение мест в детских садах. К таким относятся следующие группы лиц:

  1. Дети-сироты, усыновленных, и тех, кто находится под опекой или без поддержки родителей.
  2. Дети, семьи которых пострадали в катастрофе ЧАЭС.
  3. Дети, родители которых являются сиротами в возрасте 18-23 лет.
  4. Дети, чьи родители работают в прокуратуре, полиции, следственном комитете.
  5. Дети, родители которых служат в вооруженных силах РФ.
  6. Дети, сестры или братья которых обучаются в этом же дошкольном образовательном учреждении.
  7. Родители-инвалиды, матери-одиночки, многодетные семьи и дети работников детских садов.

Если в ДОУ не хватает мест для детей

Закон о дошкольном образовании в 2019 году предусматривает возможность устройства в детский сад детей от трех до семи лет. Но, надо учитывать, что прием детей в дошкольные учреждения зависит, кроме прочего, от наличия или отсутствия свободных мест в организации.

Если места в конкретном детсаду не оказалось, новый закон о дошкольном образовании дает родителям право написать заявление на прикрепление ребенка к другому детскому саду. При отказе родители могут написать жалобу в отдел городского образования.

Если в отделе городского образования отказали в приеме жалобы, дело может перейти на рассмотрение в прокуратуру.

Правки, внесенные в Закон, обеспечивают решение первоочередных проблем в дошкольном образовании. В частности, одно из главных направлений в законе о дошкольном образовании в 2019 году — увеличение количества частных детских садов, что в перспективе должно улучшить ситуацию с нехваткой мест для детей.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63172-qqq-17-m6-zakon-o-doshkolnom-obrazovanii

Законодательство о детских садах 2018 года

Закон рф о детских садах

В 2018 году произошли изменения в базовых законодательных актах регулирующих оформление детей в детские сады. Эта статья поможет вам быть в курсе новшеств по приему ребенка в детский сад, по существующим ограничениям для поступления в дошкольные учреждения и много другой полезной детсадовской информации.

Правила и особенности оформления детей дошкольного возраста в детские сады установлены Законом о детских садах 2018 года, регулирующим основные нормы образования. Нормативный документ и другие законы регламентируют условия набора и возрастные ограничения детей, которые могут воспользоваться правом получения образования в дошкольных учреждениях, для конкретных групп населения.

Рассмотрим основные правила и основания для оформления малолетних детей в детские садики, и что делать лицам, которым не дали место в саду. Кому дадут место в детсаде по закону о дошкольном образовании 2018?

Согласно Конституции РФ и по закону, предоставить право на бесплатное образование и взять в учреждение обязаны каждого ребенка, независимо от места жительства и регистрации в России, и никакие обстоятельства не могут выступать препятствием для получения образования в детском садике.

Но бывают ситуации, когда родители не знают, что делать, если не дали место в саду, и, вообще, во сколько можно оформлять ребенка в дошкольное учреждение.

Как предоставляют место в садике, с какого возраста берут в садик? По статистике, только для 40% детей, которым 3 года, государство может дать место в детском саду.

После принятия нового закона про дошкольное образование, ситуация еще более усугубилась.

На законодательном уровне стали регулироваться негосударственные детские учреждения, где придется отдать дополнительно денежные средства за питание и ремонт. Также установлена государственная финансовая поддержка и спонсорство данных заведений.

Законопроект о дошкольном образовании рассматривали на протяжении нескольких лет, и регулярно вносились предложения по усовершенствованию некоторых норм.

Президент РФ Путин пообещал изменить правила поступления в сад на основании новых законодательных актов, принятие которых зависит от решения большинства. Однако в результате не была решена проблема многих родителей, которые желают оформить детей в детский садик и не знают, что делать, если не дали место.

В настоящее время Министерство образования внесло изменения в действующий закон о детских садах, устанавливающий, сколько лет должно быть ребёнку для получения дошкольного образования.

Документ определяет, насколько возможно попасть на распределение в ясли в два года или даже в несколько месяцев ребенку.

Какой же установлен минимальный возраст ребёнка, и что делать, если ребенку 1,5 года, куда обращаться?

По закону обязаны предоставить место в детском садике и взять ребенка, которому 3 года, а не только 1,5. Это говорит о том, что ясли будут постепенно ликвидироваться, а на их смену должны дать места в детских садах на коммерческой основе.

По состоянию на 2018 год, дать дошкольное образование и взять в сад обязаны детей, которым 3 года и более (до 7 лет), при наличии в детском саду свободного места.

Таким образом, вступление в законную силу нового приказа лишило возможности более миллиона семей предоставить детям возможность развиваться в детском саду, которым 3 года и более.

Новое постановление — Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2017 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

Какие нововведения в законе о детских садах 2018 — реформа системы образования Ряд поправок в статью 65 Закона про детские сады 2018: внедрение и обеспечение работы консультационных центров, которые будут предоставлять приоритетные линии помощи нуждающимся семьям — психологическую, методическую, педагогическую и консультативную; сокращение количества групп постоянного содержания в садиках в полтора раза; предоставление бесплатных услуг в учебных группах, деятельность которых основана только на сфере образования детей.

Поправки в ст.

66 Закона — какие изменения: должны дать права (а не обязанности) дошкольным учреждениям предоставлять услуги по уходу, воспитанию и присмотру за детьми в садиках; увеличение обязательной оплаты за услуги устанавливается согласно рыночным ценам в полном объеме (ранее — 20% от полной стоимости); предоставление компенсации (возмещения) на оплату в таких размерах: 20% — на первого ребёнка, 50% — на второго, 70% компенсации — на третьего и последующего ребёнка. Изменения ст. 86 Закона о предоставлении места в детском саду: должны дать детским садам право отказывать детям, возрастом 1,5, 2, 3 года и старше в предоставлении места при его фактическом отсутствии; предоставляет право родителям получить место в любом другом муниципальном учреждении (стать на очередь).

Также Президент Путин, на основании принятия федеральных законов и распоряжений, должен изменить новые правила поступления, выделить средства и расширить количество дошкольных учреждений для малолетних детей, возраст которых 3 года и до 7 лет.

Дошкольное образование будет предоставляться не только детсадом, но и можно будет приглашать воспитателей домой для детей 1,5 лет (домашнее воспитание), организовывать дошкольные группы при школах, частные дошкольные заведения, не зависимо от того, сколько лет дошкольнику.

В каком случае могут предоставить место в детском саду по льготе, и что делать, если не дали место? На законных основаниях местные власти обязаны предоставить место в детсаду без очереди ребенку в 3 года следующим категориям лиц: детям-сиротам, усыновленным, находящимся под опекой, оставшимся без родительского обеспечения; детям, родители которых являются сиротами или остались без попечения в возрасте от 18 до 23 лет; детям, родители которых пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; детям, родители или опекуны которых работают в органах прокуратуры, полиции или в Следственном комитете РФ. Без очереди обязаны предоставить место в детском садике вышеуказанным категориям, а также: родителям-инвалидам; многодетным семьям; детям, родители которых проходят службу в вооруженных силах РФ; матерям-одиночкам; детям работников дошкольных учреждений; второму ребенку, брат или сестра которого уже обучается в конкретном дошкольном учреждении. Когда предоставят место в детском саду, и какой порядок по законодательству 2018 года? На основании Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в последней редакции, детям несовершеннолетнего возраста обязаны дать право на бесплатное обучение в дошкольных учреждениях, когда исполнилось 3 года и до 7 лет.

Получение места в детском садике зависит от наличия свободного места в конкретном учреждении, формирование которых осуществляется в зависимости от устава организации и загруженности. Комплектация в яслях и старших группах осуществляется также согласно уставу учреждения.

Нет места в детском саду 1,5 годовалому ребенку: что делать родителям, куда обращаться? При отсутствии мест в детском саду родители могут написать заявление на оформление ребенка в другое дошкольное учреждение.

В случае отказа в предоставлении места, каждый имеет право написать жалобу на должностное лицо, обратившись в отдел образования города, которые осуществляют прием граждан.

Если заявление не будет рассмотрено, куда же возможно еще обратиться? По закону родители могут пойти на прием в прокуратуру или даже отправить письмо Президенту России для решения данного вопроса согласно законодательства. Заявление будет рассмотрено в установленный законом срок и принято единственно правильное решение.

Читайте подробнее на: http://yconsult.ru/zakony/detskix-sadax/

Заявление в детский сад 2019: образец заявления на прием и отпуск ребенка, ходатайство в детский сад

Источник: https://multiurok.ru/blog/zakonodatiel-stvo-o-dietskikh-sadakh-2018-ghoda.html

Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

Закон рф о детских садах

текст: Кирилл Дружинин
, активист движения «Российским детям – доступное дошкольное образование», эксперт комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ

Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах – это как бы данная реальность: как Бог даст – так и пойдем в сад, а не даст – ничего, переживем. Между тем,власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет(регистрации ребенка в управлении образования), если только вы сами не указали иной срок для его поступления в ДОУ.

Мне бы не хотелось касаться темы «почему закон говорит одно, а на деле происходит совсем другое» — потому что «другое» происходит исключительно по желанию чиновников.

А их желание для нас ничего не значит: законными представителями детей являются родители, и закон не дает права чиновникам без учета их мнения определять, когда ребенок пойдет в детский сад. Это решают только родители, и никто больше.

Я вкратце разъясню, что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах.

Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь рада норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон

Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.Следовательно, Конституция России определяет принципы:- всеобщего равенства возможностей для развития личности;- всеобщего равенства возможностей для получения образования.Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:- с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»);- для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).- родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:- состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;- его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

Роль муниципалитета

Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования.Начнем с Конституции:

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции (т.е. и вышеуказанных двух статей – Прим. авт.) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления (муниципалитет и его структурно-отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием) не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов. Таким образом утверждается публично-правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств. Принцип публичного права можно коротко описать так: «все, что не разрешено законом, то запрещено».Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области местного самоуправления закрепил за федеральными органами государственной власти полномочия правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относится и организация местных детских садов. Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично-правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации«.

Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады?

Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено. Это понятно: если у муниципалитета будет право не исполнять эти свои полномочия в той или иной мере, ни о какой общедоступности дошкольного образования говорить не придется.Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ «Об образовании»?

Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет – без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад.

Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.

2006 № 59-ФЗ, часть 1 которой устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом), то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Все типовые обращения в органы местного самоуправления, прокуратуру и суд (с полным юридическим обоснованием), а также алгоритм действий в случае если вам отказывают в предоставлении места в садике, вы можете увидеть в моем блоге, специально созданном для этих целей. Мне, после отказа управления образования и обещания устроить ребенка в сад только в случае высвобождения другим ребенком занятого места, оказалось достаточно обратиться к мэру о создании места. Я написал заявление 11 мая, с 25 июня моя дочь начнет посещать садик. Суд и прокуратура не понадобились.

Источник: https://letidor.livejournal.com/151713.html

Вс объяснил, что делать, если ребенку нет места в детсаду рядом с домом

Закон рф о детских садах

Многие родители назовут отсутствие мест в ближайшем к дому детском садике стандартной ситуацией. И будут неправы. В одном из последних своих решений Верховный суд заявил, что отправлять малыша далеко от дома, если в детском саду рядом с домом нет мест, чиновники не имеют права.

Возмутителем спокойствия оказалась мать маленького мальчика из города Всеволожск Ленинградской области. Она получила отказ от местных чиновников дать ее ребенку направление в ближайший детский сад. Там, объяснили они маме, очередь и мест нет.

Места нашлись лишь в соседнем поселке за 50 километров. Это женщину никак не устроило.

Она отвезла малыша к бабушке за две с половиной тысячи километров, так как ей пора было выходить на работу, а родных «в шаговой доступности» у матери-одиночки не было.

Верховный суд разъяснил правила выселения малолетних родственников

За защитой прав ребенка ходить в ближайший садик, а ей устроиться на нормальную работу молодая мама пошла в местный суд. Но оба местных суда — первой и второй инстанции — встали на сторону чиновников. Упорная мать дошла до Верховного суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала незаконным бездействие районной администрации, которая не смогла предоставить ребенку место в муниципальном детском саду в пешей доступности от дома.

Существующая очередь в детский сад, по мнению высокой инстанции, не извиняет чиновников, потому что они должны предвидеть потребность в дошкольном образовании. Их обязанность — заранее принимать меры, чтобы мест хватило всем, разъяснил Верховный суд.

При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5‑П.

Местные суды, защищая интересы районной администрации, сослались на статью 67 закона об образовании. Там написано, что государственные или муниципальные образовательные организации могут отказать в приеме, если мест нет.

А еще местные суды подчеркнули, что истица не выбрала максимально возможное количество учреждений, когда вставала в электронную очередь, и «отказалась от альтернативных вариантов».

То есть от садика за 50 километров от дома или группы кратко­временного пребывания.

Мать же, обратившись в Верховный суд, написала про право на образование — одно из основных прав человека, записанных во Всеобщей декларации прав человека. По мнению истицы, это право должно быть доступным не только экономически, но и физически.

Под словом «физически» она понимает «безопасную физическую досягаемость, когда учебное заведение находится на разумном географическом удалении». А именно — не более 300 метров в городах и не более 500 метров в малых поселениях. Про расстояние — прямая цитата из Свода правил 42.13330.

2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Не соглашаясь с решениями местных судов, гражданка писала, что ей эти суды так и не объяснили, почему не учли эти нормативы, и не обосновали, почему в электронной очереди необходимо было выбрать максимальное количество вариантов.

Верховный суд разъяснил порядок проживания детей разведенных родителей

Пока разбирался Верховный суд, сыну истицы все-таки дали место в садике рядом с домом. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела только одно из требований — о признании незаконным бездействие администрации.

Верховный суд подчеркнул — его коллеги упустили из виду: мама воспитывает ребенка одна и детский сад в другом населенном пункте ей не подходит, потому что помешает устроиться на полный рабочий день.

Кроме того, истица сделала все, что от нее зависело, чтобы устроить сына: он стоял на учете уже в 2016 году, когда ему исполнился год, и он получил право претендовать на место в садике. А чиновники со своими обязанностями обеспечить дошкольное образование не справились.

Верховный суд посчитал, что ответчика не извиняют очередь и отсутствие мест. Дело в том, что по постановлению Конституционного суда (№ 5‑П) государство и муниципальные образования обязаны сохранять достаточное количество детсадов и при необходимости открывать новые. А если денег на местах недостаточно — их перечисляют из бюджета.

Кроме того, чиновники не применили норму международного права — Конвенцию о правах ребенка 1989 года. Она предписывает уделять первоочередное внимание «наилучшему обеспечению интересов ребенка, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону».

Верховный суд считает, что п. 4 ст. 67 закона об образовании не противоречит его позиции. Там действительно сказано, что образовательное учреждение может отказать, если нет мест. Но далее говорится, что родители обращаются в региональный или местный орган власти, чтобы устроить ребенка в другую организацию.

Источник: https://rg.ru/2019/03/19/vs-obiasnil-chto-delat-esli-rebenku-net-mesta-v-detsadu-riadom-s-domom.html

Гражданская позиция
Добавить комментарий