Запрет отчуждение земельного участка это

ЕСПЧ: запрет на отчуждение земельных участков является нарушением Конвенции – Українська Гельсінська спілка з прав людини

Запрет отчуждение земельного участка это

Назрин Гусейнзаде, юрист Центра стратегических дел УХСПЧ (УГСПЛ)

22 мая 2018 года Европейский суд по правам человека принял решение по делу Зеленчук и Цицюра против Украины, в котором судьи палаты единогласно признали абсолютный запрет на покупку и продажу земель сельскохозяйственного назначения в Украине нарушением статьи 1 Протокола 1 Европейской конвенции по правам человека (защита собственности). Ниже представлен краткий обзор решения Суда

Дело касается жалобы граждан Украины, Зеленчук Софии Степановны и Цицюры Виктора Антоновича, которые унаследовали участки земли и на данный момент сдают их в аренду.

В качестве третьей стороны письменные замечания касательно истории земельной реформы в Украине предоставила неправительственная организация, по словам которой существующий мораторий перечит нормам Конституции, гарантирующим имущественные права, а также препятствует созданию прозрачного рынка земли и получению собственниками дохода от участков земли.

В своем решении Суд проанализировал изменения в земельном законодательстве Украины с момента независимости по сегодняшний день.

В частности, после распада СССР сельскохозяйственные угодья преимущественно раздавались людям, которые работали в колхозах, однако, в целях недопущения концентрации земли в руках нескольких человек и обнищания сельского населения, на продажу земли был наложен временный запрет.

На сегодняшний день, согласно переходным положениям Земельного кодекса, до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2019 года, не допускается ни отчуждение земельных участков, в том числе и категорий участков, принадлежащих заявителям, ни изменение целевого назначения земельных участков, кроме случаев передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок и изъятия земельных участков для общественных нужд. Также запрещается изменение целевого назначения земельных участков за исключением случаев, когда они были переданы инвестору в соответствии с соглашением о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам.

Признав жалобы заявителей приемлемыми, Суд принялся оценивать аргументы сторон на основании четырех факторов:

  1. Наличие вмешательства в права, защищенные Конвенцией
  2. Законность такого вмешательства
  3. Интересы общества
  4. Пропорциональность ограничений
  1. Наличие вмешательства в права, защищенные Конвенцией

Правительство не стало отвергать факта вмешательства в права заявителей, предусмотренных статьей 1 Протокола № 1. Такое вмешательство допускается данной статьёй в целях осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с интересами общества.

Что касается законности вмешательства, стороны согласились, что мораторий закреплен во внутреннем законодательстве, положения которого являются доступными. Помимо того, данные положения закона не были признаны неконституционными (в отличие от обстоятельств дела в решениях Hutten-Czapska v. Poland и R & L, s.r.o. and Others v. the Czech Republic).

Следовательно, Суд установил, что ограничения, наложенные на осуществление прав заявителей, соответствуют требованию «законности». Однако, по словам заявителей, закон не соответствует требованию «предсказуемости», выработанном в практике суда.

Унаследовав участки земли в 2000 и 2004 годах соответственно, заявители имели основания полагать, что срок действия моратория истечет 1 января 2005 года, как было указано в переходных положениях Земельного кодекса. Таким образом, даже если первоначальная продолжительность моратория в три года была предсказуема, неоднократные меры по его продлению таковыми считать нельзя.

Более того, разумно полагать, что периода в три года должно было быть достаточно для принятия необходимого законодательства, регулирующего земельный рынок. Например, проект закона о земельном рынке был одобрен в первом чтении в 2011 году, однако был оставлен без дальнейшего рассмотрения.

Аналогичным образом в 2015 году Закон о продлении моратория наложил на Кабинет министров обязательство разработать к 1 марта 2016 года проект закона, регулирующего обращение сельскохозяйственных участков.

Принятие такого закона являлось предварительным условием отмены моратория, однако законопроект так и не был представлен.

Замечания заявителей касательно создания правительством юридической неопределенности были учтены Судом в первую очередь для того, чтобы установить, был ли обеспечен баланс между интересами общества и имущественными правами заявителей. (Hutten-Czapska v. Poland, Broniowski v. Poland)

Проанализировав законодательные ограничения, Суд установил, что такие цели как недопущение концентрации земли в руках нескольких людей и обнищания сельского населения «не лишены разумных оснований».

Поэтому этот вопрос, как и вопрос о юридической неопределенности, вызванный неоднократным продлением сроков отмены моратория, следует рассматривать в контексте пропорциональности введенных ограничений.

  1. Пропорциональность ограничений

Для оценки пропорциональности ограничений Суд обратил внимание на следующие составляющие принятых мер:

  • юридическая неопределенность

Изменения в земельном законодательстве, идя вразрез с заявленными намерениями, фактически были направлены не на постепенное ослабление, а на ужесточение ограничений.

Кроме того, если правительство изначально стремилось установить фактическую дату истечения срока моратория, то на данный момент речь о дате окончательной отмены не идет, несмотря на периодически устанавливаемые сроки для разработки законодательства, которое бы урегулировало рынок сбыта земельных участков.

  • причины введения и сохранения моратория

Несмотря на заявленные цели недопущения обнищания сельского населения, чрезмерной концентрации земли в руках нескольких людей, а также снижения обработки пахотных земель, такие цели не затрагивают положение собственников, проживающих в городах и не задействованных в сельском хозяйстве.

В частности, заявители обратили внимание Суда на то, что, учитывая их преклонный возраст и расстояние между местом фактического проживания и угодьями, сельское хозяйство не является для них доступным способом заработка.

Что касается риска обнищания сельского населения в целом, Суд отметил, что при продлении моратория законодатели признавали, что абсолютный запрет на отчуждение всего лишь предоставляло время для разработки необходимой законодательной базы.

Наконец, касательно предотвращения чрезмерной концентрации и прекращения обработки пахотных земель, Суд отметил, что законодательство Украины уже содержит определенные положения, которые направлены на достижение заявленных целей.

К ним относятся: режим налогообложения, который предусматривает льготы при оплате земельного налога на обрабатываемые земли, ограничение категорий лиц, которые могут владеть земельными участками, а также ограничение максимальной площади земельных угодий.

В этой же связи Суд провел сравнительный анализ законов государств-членов Совета Европы в данной отрасли и подчеркнул, что ни одна из государств не предусматривает аналогичного абсолютного запрета.

  • обременительность для заявителей

Согласно позиции правительства, несмотря на возложенные ограничения по отчуждению, заявители в данном случае могут сдавать свои участки в аренду по рыночным ставкам. Государство не ограничивает эти ставки, а скорее принимает меры, чтобы поддерживать их в интересах землевладельцев, устанавливая минимальную арендную плату.

В ответ на это заявители и третья сторона сослались на статистические данные, указывающие на то, что поддержание моратория, наоборот, способствует продвижению интересов арендаторов, многие из которых являются крупными предприятиями. Помимо того, правительство не предоставило каких-либо конкретных доказательств, чтобы продемонстрировать, каким образом мораторий служит защите уязвимых категорий населения.

Следовательно, учитывая продолжительность ограничений (находятся в силе на протяжении последних 17 лет, а также затрагивают первого и второго заявителей лично в течение более 12 и 10 лет соответственно), их широкий диапазон (запрет отчуждения и использования для каких бы то ни было целей, кроме сельского хозяйства) и абсолютный характер (меры не предусматривают исключений и не подлежат отдельному рассмотрению), Суд пришел к выводу, что ограничения являются чрезмерно обременительными для заявителей.

В итоге, Европейский суд постановил, что Украина в данном случае превысила широкую свободу усмотрения в этой области и не обеспечила справедливый баланс между интересами общества и имущественными правами заявителей.

Согласно статье 46 Европейской конвенции, Украина обязана исполнять окончательные постановления Суда по любому делу, в котором она является стороной.

В данном случае это означает принятие законодательных мер для обеспечения справедливости и соблюдения прав владельцев сельскохозяйственных участков.

Однако такое решение Суда не означает, что Украина должна немедленно ввести неограниченный рынок сельскохозяйственных угодий – государство по-прежнему не ограничено в праве выбирать метод, с помощью которого оно будет выполнять свои обязательства, вытекающие из решения Суда.

Несмотря на то, что данном случае истцам не была присуждена денежная компенсация (помимо компенсации затрат на услуги адвоката), Суд предупредил, что в случае, если государство проявит необоснованную задержку в принятии необходимых мер, в дальнейших решениях денежные выплаты могут стать необходимостью, по крайней мере для отдельных категорий землевладельцев.

Дело было поддержано Центром стратегических дел УХСПЧ (УГСПЛ).

Фото обкладинки – sud.ua

Якщо помітили помилку на сайті, будь ласка, виділіть текст та натисніть ctrl-enter.

Источник: //helsinki.org.ua/articles/espch-zapret-na-otchuzhdenye-zemelnyih-uchastkov-yavlyaetsya-narushenyem-konventsyy/

Отчуждение земельного участка: что это?

Запрет отчуждение земельного участка это

Бесплатная горячая линия

+7 499 938 42 16 Москва

+7 812 425 13 99 Санкт-Петербург

+7 800 350 14 83 Россия

Согласно правовым актам, отчуждение земельного участка – это законодательно оформленная сделка, в результате которой происходит переход имущественных прав на землю от одной стороны к другой.

Передача прав на имущество может происходить в добровольном порядке, когда собственник действует исходя из личного волеизъявления, а так же в принудительном, например, в соответствии с постановлением суда.

Земельный участок может быть отчужден на основании обоюдного, письменно оформленного соглашения, административных актов, решения суда и в других случаях, предусмотренных действующим в России законодательством.

Если отчуждение земли происходит добровольно, то основанием для перехода прав на имущество по изъявлению воли самого собственника выступают гражданско-правовые сделки. Такими соглашениями могут быть: завещание, соглашение о купле-продаже, мена, дарение.

Когда отчуждение земли происходит принудительно, наличие воли собственника не учитывается. Основанием для этого может быть конфискация имущества по заключению суда, вынужденное отчуждение для нужд государства или муниципального образования, а также подтверждение факта нецелевого использования земли.

Переход прав собственности предусмотрен на возмездной или безвозмездной основе. При возмездной передачи имущества собственник получает за него определенную компенсацию, выраженную в денежной или иной форме. Если земельный участок отчуждается принудительно, то в большинстве случаев происходит безвозмездный переход прав.

Порядок отчуждения земельных участков

В качестве основной нормативной базы, по которой происходит порядок отчуждения земельных участков, создан Федеральный Закон №122, утвержденный 21 июля в 1997 году. Для произведения процесса отчуждения необходимо совершить два действия:

  • Заключить договор об отчуждении, который будет являться документом, на основании которого происходит переход права собственности на конкретный земельный участок.
  • Пройти обязательную процедуру регистрации прав собственности на имущество.

Соглашение, на основании которого происходит передача прав собственности, обязательно составляется в письменной форме. В нем прописываются все характеристики земельного участка и подробно описываются условия, по которым осуществляется отчуждение.

Для того чтобы оформить участок, находящийся в садовом товариществе, документов для заключения сделки понадобится больше, чем в рядовых случаях. Например, отчуждение садового земельного участка возможно только при наличии справки от председателя товарищества об отсутствии задолженности по взносам.

Право собственности на участок возникает только с момента прохождения процедуры государственной регистрации сделки. Без наличия факта регистрации прав, отчуждение земли не может быть исполнено.

Условия, в связи с которыми происходит отчуждение, регламентируются ЗК, а именно ст.52. Согласно этому нормативному акту, необходимо учитывать ограничения оборотоспособности конкретного земельного участка. Существуют территории, на которых действует полный запрет на отчуждение земельного участка. К ним можно отнести заповедники, места захоронений и другие категории земель.

Как происходит отчуждение земельного участка?

текст в предыдущей )

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Абзац утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

(см. текст в предыдущей

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном .

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 — 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

Источник: //pravodom.site/otchuzhdenie-zemelnogo-uchastka-chto-jeto/

Мораторий (запрет) на отчуждение и распоряжение землей можно обойти

Запрет отчуждение земельного участка это

Несмотря на то, что «мораторий на отчуждение» сельскохозяйственных (далее — «с/х») земель является главным нарушением со стороны государства в аграрном секторе, данный запрет был продлён на законодательном уровне ещё на год.

Согласно Переходным положениям действующего Земельного кодекса Украины до момента принятия закона, который будет регулировать порядок заключения сделок с земельными участками (паями) такого назначения, запрещается:

  1. гражданам и юридическим лицам отчуждение и/или изменение назначения с/х земельных участков;
  2. собственникам земельных долей (паев) отчуждение таковых.

Также данная статья предусматривает исключения для собственников земельных паев, согласно которым они все-таки имеют право:

  • передать принадлежащие им земельные паи по наследству;
  • обменять такой пай на другой с одинаковой стоимостью или разницей в 10% согласно нормативной оценки, при условии их расположения в едином массиве земель с/х назначения («пай на пай»).

Стоит обратить внимание на то, что по такой схеме обмен может быть произведён только земельными долями («паями») – условными частями, образованными в результате раздела с/х земель коллективной собственности между членами с/х предприятия. Это части определенных в натуре зем. участков, но не зарегистрированных в соответствующих гос. реестрах за собственниками, как того требует закон.

На практике, собственники земель с/х назначения имеют возможность только передать их в аренду.

Сложившаяся ситуация в сфере оборота с/х земель решением Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) признана явным нарушением прав человека (дело «Зеленчук и Цицюра против Украины»).

ЕСПЧ установил несоблюдение ст. 1 Протокола №1 («защита собственности») Европейской конвенции по правам человека и обязал Украину предпринять законодательные шаги, которые обеспечат справедливость для всех собственников земли.

В решении обозначено, что государством не был достигнут справедливый баланс между общественными интересами и правом собственности граждан.

Ключевым фактором для выявления нарушения прав заявителей на собственность было то, что Украина, вводя мораторий, ставила цель предоставления разрешения на отчуждение земельных участков сельскохозяйственного назначения после создания инфраструктуры рынка.

Но, данный запрет был продлен несколько раз и вопрос остаётся неопределенным, несмотря на определение крайних сроков для того, чтобы законодательный орган урегулировал этот вопрос. Это свидетельствует об отсутствии последовательности у органов власти.

Поэтому ограничение в распоряжении собственностью является чрезмерным, заявители не должны страдать от неспособности государства соблюдать собственные крайние сроки.

Позиция Европейского суда стала основоположной для реализации прав собственников на распоряжение земельными участками с/х назначения в судебном порядке.

Примером этого стало дело по иску прокуратуры в интересах государства о признании договора мены земельного участка недействительным (Решение Донецкого апелляционного суда от 10.10.2018 года).

Согласно обстоятельствам дела, между соответчиками состоялся обмен сформированными земельными участками с имеющимися кадастровыми номерами, но с разной оценочной стоимостью, который по мнению прокуратуры является незаконным в силу существования законодательного запрета.

Судом было установлено, что обмен состоялся уже сформированными и обозначенными на местности участками с присвоенными кадастровыми номерами.

А это говорит о том, что обмен такими участками по своей правовой сути не подпадает под действие закона, который регулирует порядок выделения (определения на местности) участков собственникам долей (паев).

Суд определил: под действие данных норм попадает лишь обмен распределенных между собственниками, определенных в натуре земельных участков, но еще не зарегистрированных в соответствии с законом за владельцами, которые не могут быть объектами гражданских прав.

В результате суд пришёл к выводу, что обмен сформированными и зарегистрированными участками с/х назначения между их собственниками является законным, стороны воспользовались своим правом на распоряжение частной собственностью, а договор мены является действительными.

Исходя из вышеизложенного, адвокаты по земельным делам приходят к выводу, что реальным решением проблемы запрета распоряжаться земельными участками сельскохозяйственного назначения может стать обращение в суд.

А судебная практика конца 2018 года показывает, что уже сейчас возможно удовлетворение судами «исков» собственников, например, к нотариусам, которые отказались удостоверить договора купли-продажи, дарения, мены и т.

д.

С уважением, ALVA PRIVACY Law Firm

24 января 2019. Категория: Публикации АО Альва Прайвеси.

Источник: //alvaprivacy.ua/publikatsii/moratorij-zemli-mozhno-obojti

Запрет на отчуждение земельного участка

Запрет отчуждение земельного участка это

Отчуждение земельного участка является частой процедурой, к которой прибегают граждане Российской Федерации.

Она подразумевает под собой передачу прав собственности от одного владельца к другому.

Какие основные моменты нужно знать при проведении данной процедуры? В каких случая она невозможна и какие земельные наделы подлежат процедуре отчуждения? Рассмотрим более детально в статье.

Важные аспекты

Отчуждение земельных участков – это утрата владельцем прав собственности в отношении земельного надела. Происходит данная процедура в рамках, установленных законом Российской Федерации.

Право собственности на земельный участок может иметь физическое лицо, юридическое лицо, муниципалитет или же государство в целом. Владелец данного участка имеет полное право распоряжаться данным участок: дарить, продавать, переоформлять, отдавать в пользование.

Гражданин может как добровольно отдать земельный участок, так и не по собственной воли (в принудительном порядке).

Что это такое

Согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка – это сделка, которая обязательно должна быть оформлена в установленном законом порядке, по её итогам право собственности от владельца переходит другому лицу.

Отчуждением не могут считаться сдача в аренду земельных наделов или доверенное управление правами земли, поскольку собственник остается прежний. А также:

  • Землю у владельца могут забрать по решению суда, когда его согласие и вовсе не нужно.
  • Отчуждение земельного надела классифицируется по признаку возмездной передачи прав.

Право собственности на данный земельный объект может перейти любому гражданину за определенное возмещение собственнику. Если же собственник не получает ничего в ходе передачи прав собственности, то такую сделку называют безвозмездной.

Отчуждение как и любая юридическая процедура должна быть регламентирована и имеет свои нюансы. В случае не соблюдения правил её могут признать недействительной.

Почему так происходит

Проводить отчуждение земельного участка нужно согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, где прописан регламент и ограничения на земельные участки.

Существует перечень земельных участков, которые не подлежат отчуждению:

  • заповедники;
  • места захоронения;
  • стратегические объекты;
  • другое.

Данная сделка обязательно должна быть оформлена документально. При добровольной передачи прав собственности стороны должны заверить у нотариуса договор. Если отчуждение происходит принудительно, то основанием такой процедуры будет документ, где будет описана причина отчуждения, основания и решение суда.

Обязательным условием завершения процедуры отчуждения является регистрация новым владельцем прав собственности на земельный участок. Согласно законодательству обязательно нужно внести изменения в ЕГРН.

Нормативное регулирование

Согласно статье 52 Земельного Кодекса Российской Федерации процедура отчуждения имеет свой порядок и условия.

Так, данная процедура должна проходить в рамках гражданско-правовых сделок. Основанием сделки также может быть и вынесенное решение суда или административный акт.

Согласно статье 27 ЗМ РФ есть определенные ограничения по обороноспособности земельных наделов. Как мы уже выше обозначили есть земли, которые не подлежат отчуждению.

Согласно статье 37 ЗК РФ владелец обязательно должен предоставить всю необходимую информацию о земельном участке при процедуре купли-продажи, обязательно стороны должны соблюдать все условия прописанные в договоре. Стоит также отметить, что стороны обязательно должны прописать в договоре в каких ситуациях договор может считаться недействительным.

В Федеральном Законе «Об обороте сельскохозяйственных земель» более детально прописаны все моменты на основе которых происходит купля-продажа земельных участков именно сельскохозяйственного назначения.

Какие бывают виды

Отчуждение земельных участков бывает следующих видов:

  1. добровольное;
  2. принудительное.

По большей части это классификация на основании субъекта проведения данной процедуры.

Добровольное

На добровольной основе отчуждение может быть:

  • по воле владельца земельного участка с передачей прав собственности муниципалитету или государству;
  • на основании гражданско-правовых сделок возмездного характера;
  • на безвозмездной основе.

В первом случае отчуждение может быть только по основаниям, которые предусмотрены в законах Российской Федерации. Какими же они могут быть?

Согласно законодательству Российской Федерации какие-либо ограничения по передачи земельного участка в право собственности на бесплатной основе не установлены, даже если между сторонами нет никаких родственных связей.

Обязательно нужно составить договор о передаче прав на участок и зарегистрировать его в Росреестре.

Добровольное отчуждение подразумевает под собой тот факт, что все права и обязанности, и текущее состояние земельного участка полностью переходит к новому владельцу.

Принудительное

В случае если отчуждение земельного участка происходит принудительно, важно понимать на каких основаниях:

  1. землю забирают под государственные нужды;
  2. изъятие земли по причине того, что владелец пользуется землей не по назначению или же нарушает правила землепользования;
  3. конфискация по решению суда из-за уголовного дела;
  4. изъятие по непредвиденным обстоятельствам (военное положение).

Законом предусматривается возмещение в денежном эквиваленте, если земельный надел был изъят не по вине собственника. Расчёт будет осуществляться согласно кадастровой стоимость земельного участка.

Обязательные условия

Отчуждение земельного участка с переходом прав собственности иному лицу должно соответствовать обязательным условиям, которые прописаны в законах РФ:

  • любые договоренности должны быть согласованы сторонами;
  • отчуждение происходит на участок, который указан в кадастровом плане;
  • сделку может проводить как собственник земли, так и доверенное лицо (обязательно должна быть доверенность от нотариуса);
  • отчуждать можно только тот участок земли, который не запрещён законодательством Российской Федерации;
  • при принудительном отчуждении должны быть обязательно указаны причины и основания.

Пошаговая инструкция

Данная процедура имеет ряд действий, который нужно соблюдать при добровольном отчуждении:

  1. взять выписку, которая будет свидетельствовать о праве собственности на данный участок земли;
  2. провести оценку земельного участка;
  3. получить кадастровый паспорт;
  4. получить согласие Госреестра на проведение данной сделки;
  5. получить справки на проведение реквизиции, если на территории земельного участка есть постройки;
  6. составить договор;
  7. подписать договор сторонами;
  8. заверить соглашение (договор) у нотариуса;
  9. зарегистрировать сделку в Росреестре.

Возникающие нюансы

В ходе проведения данной сделки могут возникнуть некоторые нюансы:

  • Во-первых, в результате отчуждения у собственника возникает запрет на любые действия касательного данного участка.
  • Во-вторых, собственник больше не может извлекать любые выгоды с данной земли.

В-третьих, у собственника больше нет никаких обязанностей, которые связаны с владением участка, а именно:

  • не нужно платить налоги;
  • не нужно проводить технические мероприятия;
  • нет больше никаких обременений на землю.

Что касается части территории

Можно ли провести отчуждение части территории? Согласно законодательству Российской Федерации, отчуждаемая доля земельного участка обязательно должна быть выделена и только потом она может стать объектом, который подлежит любым манипуляциям. Выделенной долей собственник может распоряжаться по своему усмотрению.

Единственным моментом, который стоит учитывать, будет тот факт, что если собственник решит продать свою долю, то приоритет покупки будет у других долевых владельцев данного участка.

Источник: //nedviz-info.com/zapret-na-otchuzhdenie-zemelnogo-uchastka/

Отчуждение земель в 2019 году, заявление не отказ от права собственности на земельный участок, изъятие земель из оборота, порядок и основания отчуждения | Земельный эксперт

Запрет отчуждение земельного участка это

Отчуждение земельного участка это переход или прекращение права собственности на него при наличии законных оснований.

Порядок и основания для отчуждения земли описаны в ст. 52 Земельного кодекса. При этом указанная норма не играет самостоятельной роли и является, по сути, оговоркой. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности может происходить двумя способами:

  • Добровольно.
  • В принудительном порядке.

Последнее возможно в следующих случаях:

  1. Если гражданин не эксплуатирует земельный участок в соответствии с нормами закона (нецелевым образом, отказывается от ухода за землей).
  2. При загрязнении территории.
  3. В порядке конфискации или реквизиции.
  4. Если собственник не эксплуатирует территорию более трех лет или на протяжении срока, утвержденного соответствующим договором.
  5. По причине изъятия площади для нужд государства или муниципалитета с возмещением его стоимости.

Как правило, во всех указанных ситуациях отчуждение происходит в пользу государства или муниципалитета, распоряжающихся землей. Исключением является запрет отчуждения земли сельскохозяйственного назначения во время сбора урожая.

Виды отчуждения земельного участка

Отчуждение земель может быть нескольких видов. Как уже было сказано, выделяется добровольное и принудительное отчуждение.

В первом случае, владелец земельной территории самостоятельно подает заявление об отказе от надела и на основании данной бумаги прекращаются его права как собственника. Во втором, изъятие осуществляется на основании официального документа: акта, распоряжения, судебного решения.

Регистрация прекращения прав на территорию происходит именно при подаче указанных бумаг и соблюдении всех условий оформления.

Наряду с указанными, различаются безвозмездные и возмездные виды изъятия земель. Под первыми следует понимать такие способы, когда гражданин не получает денежную компенсацию при изъятии площади. В частности, это может быть конфискация, национализация, отчуждение по причине нецелевого использования территорий, когда имущество передается в пользу государства.

Возмездными считаются те виды изъятия, когда собственник земли получает какое-либо возмещение за отчуждение надела. К таким видам относятся реквизиция, выкуп площади у владельца для нужд муниципалитета.

Заявление на отчуждение земельного участка

Чтобы передать свой надел в распоряжение муниципалитета, собственник участка должен подать официальное заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [Форма заявления об отказе от права собственности на земельный участок].) на имя начальника данного учреждения.

В бумаге обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  • данные собственника и информация о его праве на земельный участок (номер свидетельства или соответствующего акта);
  • суть вопроса с указанием причины передачи надела;
  • данные о территории, адрес, площадь;
  • место и дата подачи заявки;
  • подпись гражданина.

Документ составляется исключительно в письменном виде и подписывается лично собственником. Обычно для подачи такой заявки используется типовой бланк.

Порядок отчуждения земельного участка

Отчуждение происходит в том порядке, который прописан в земельном законодательстве РФ. Если это происходит по желанию собственника, то предусмотрены следующие этапы:

  1. Владелец надела обращается с официальным заявлением в исполнительное ведомство, обычно в администрацию.
  2. Сотрудники принимают заявку и предают на проверку и утверждение.
  3. Если вопросов не возникает, то документ приобретает официальный статус и направляется на регистрацию в Росреестр.
  4. На финальной стадии происходит регистрация прекращения прав гражданина на территорию.

Оформление занимает порядка одного месяца, в зависимости от конкретной ситуации.

В случае принудительного изъятия порядок отчуждения земельных участков несколько иной:

  1. Гражданину поступает уведомление о нарушении им норм закона касательно использования земельной площади
  2. Суд рассматривает вопрос о принудительном изъятии земли.
  3. В случае, если вина собственника установлена в судебном порядке, оформляется исполнительный лист и земля изымается судебными приставами.
  4. После этого земельный участок может быть реализован на торгах или вновь перейти в распоряжение городских властей.
  5. Восстановить свои права на участок, гражданин может лишь в судебном порядке.

Данная процедура может занять несколько месяцев и более. Все зависит от обстоятельств дела.

Список документов

Для отчуждения земельного надела могут потребоваться следующие бумаги:

  • паспорт собственника;
  • правоустанавливающие документы на землю;
  • правоудостоверяющие документы на землю;
  • техническая документация на участок – кадастровый план, описание территории, выписка из БТИ об имеющихся постройках, оценочное заключение;
  • экспертное заключение о состоянии площади;
  • постановление, распоряжение, другой акт об изъятии земли;
  • судебное решение.

Каждый из документов предоставляется в виде копий, и удостоверяется оригиналами. Наряду с указанными бумагами, могут понадобиться заявления об отказе от участка и другие документы по требованию регистрирующего органа.

Последствия отчуждения земельного участка

Результатом отчуждения надела могут стать следующие последствия:

  • Собственник лишится всех своих прав на земельный участок, не сможет эксплуатировать его по собственному усмотрению и извлекать выгоду.
  • Собственник не будет иметь права на использование территории в качестве залогового имущества.
  • Утрата возможности продавать, сдавать в аренду, менять или дарить землю.

Наряду с правами исчезнут и обязанности собственника по отношению к данной территории:

  • оплачивать налоги и коммунальные счета;
  • организовывать агротехнические и охранные мероприятия;
  • эксплуатировать землю лишь по прямому назначению.

Некоторые случаи прекращения прав собственности предусматривают их восстановление. Исключением в данной ситуации является конфискация.

При изъятии таким способом имущество реализовывается с торгов и право собственности переходит другому лицу. Как правило, предыдущий владелец не имеет возможности опротестовать данное действие и единственный вариант возместить причиненный ущерб — это денежная компенсация. Такой же процедурой является и национализация, в рамках которой участок полностью переходит к государству.

Также нельзя восстановить права при изъятии земель на нужды государственных и муниципальных ведомств. В этом случае выплачивается компенсация.

Пример по отчуждению земельного участка

Гражданка Макарова год назад получила земельный участок в порядке безвозмездного пользования. По заключенному соглашению, женщине было дано три года на то, чтобы начать использовать территорию для организации фермерского хозяйства. Макарова взяла под это дело несколько кредитов и попыталась организовать ЛПХ.

Через некоторое время ее постигла неудача, и фермерское хозяйство прекратило свое существование. Женщина осталась должна банкам и перестала эксплуатировать площадь по целевому назначению.

Чтобы поправить свои дела, Макарова, предложила владельцам соседнего участка складировать на своей площади мусор.
В результате таких действий, плодородный участок превратился в свалку.

После очередной санитарной проверки, данный факт был установлен и собственнице было направлено уведомление, согласно которому для приведения территории в надлежащее состояние отводится 10 дней.

Предпринимательница исполнила уведомление, однако, земля пришла в полный упадок.

Через месяц у Макаровой была изъята данная территория на основании нецелевого использования предоставленной площади и приведения ее в негодность. Также на женщину был наложен денежный штраф.

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. Отчуждение земельного участка подразумевает потерю законных прав собственника на площадь при наличии законных оснований.
  2. Отчуждение может быть добровольным если гражданин сам подает заявку в администрацию и принудительным, на основании постановления муниципалитета или решения суда.
  3. В рамках классификации различаются также безвозмездные и возмездные способы изъятия. Вторые подразумевают наличие компенсации за отчуждение площади, а первые нет.
  4. Порядок осуществления процедуры зависит от конкретной ситуации и вида отчуждения.
  5. В результате прекращения прав на землю, собственник теряет возможность распоряжаться своим наделом.
  6. Вернуть свои права можно через суд, но не во всех случаях.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по отчуждению земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Эдуард Владимирович.

До недавнего времени я работал руководителем унитарного предприятия, однако, после очередной проверки меня обвинили в превышении своих должностных полномочий и краже имущества учреждения на крупную сумму.

После того как было вынесено решение о моей виновности на мой единственный участок земли, на котором находится коттедж, где я проживаю с женой и ребенком, был наложен арест приставами.

Все это происходило в то время, когда я подал апелляционную жалобу на первое решение суда. Пока шло рассмотрение моего заявления, земельный участок был продан с торгов и передан в собственность моему соседу, который теперь требует выселить меня и мою семью из дома, хотя апелляция состоялась в мою пользу, и первое решение было опротестовано.

Подскажите, что мне делать в данном случае, и считается ли незаконным способом такое изъятие земли приставов-исполнителей?

Ответ: Уважаемый Эдуард, согласно ст. 50 ЗК РФ и основываясь на ст. 243 ГК РФ, решение о конфискации стало бы законным основанием для изъятия вашего имущества, если бы не несколько нюансов.

Прежде всего, пристав не может принимать каких-либо действий, пока решение не вступит в законную силу. Данное положение предусматривает и порядок подачи апелляционной жалобы.

С вашей стороны, для надежности, следовало уведомить сотрудника УФССП о своих действиях и попросить его отложить арест имущества.

Второй существенный момент – это то, что арест был наложен на имущество, которое является вашим единственным местом проживания. В данном случае как минимум следует признать сделку по передаче прав на ваш участок и дом ничтожной.

Что касается пристава, то его действия не просто выходят за рамки правового поля. Это просто плевок в лицо вам и всему отечественному правосудию. В обязательном порядке подавайте заявление в суд на действия пристава и соседа. А лучше — в правоохранительные органы.

Список законов

  • Статья 52 ЗК РФ
  • Статья 50 ЗК РФ
  • Статья 243 ГК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Форма заявления об отказе от права собственности на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: //zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/otchuzhdenie-zemelnogo-uchastka/

Гражданская позиция
Добавить комментарий